Category: искусство

Category was added automatically. Read all entries about "искусство".

Ловим-ловим

«Великая красота»/La grande bellezza (2013) Паоло Соррентино




- А почему ты больше не писал книг?
- Я слишком много гулял по ночам. . .


Все начинается на улицах и площадях вечного Рима (слова не в счет). Окаменевшая музыка молчит, туристы щелкают затворами камер, город дремлет, разомлевший от полуденного зноя.
Под бой часов и журчание воды в солнечном фонтане мы наблюдаем самый драматический момент человеческой жизни — ее внезапный и окончательный финал.
Звучит молитвенная I Lie а капелла на идише.

Здесь обязательно есть какая-то идея, ключ к пьянящему безобразию, что случится секундой позже. Что-то банальное и неуловимое одновременно, но я не успеваю в этом разобраться, меня затягивает ночной карнавал на дне рождения светского старика и немного писателя Джепа Гамбарделлы.
Фильм приглашает нас прогуляться по любимым местам и мыслям этого человека, который однажды скажет, что всю жизнь искал красоту.

[...] Как это часто бывает, поиск важнее открытия и в вопросе уже спрятан ответ. Лукавый пиноккио вовсе не изнуряет себя раскопками. Он исследует мир, не выезжая из Рима, и редко встает раньше двух. Его блуждания так же бесцельны и безалаберны, как и сам фильм: здесь нет четких линий продуманного сюжета, события набросаны скопом, свалены кое-как. Конструкция ничего не потеряет, если начать смотреть с середины, кусками, с конца. Намеки и символы, вроде длительного предисловия или надписей («Рим или Смерть»/Roma o Morte) лень расшифровывать да и некогда - ведь все уже происходит. Не останавливаясь на вычурных деталях, хочется поглощать и впитывать кремовую сладость этого разнузданного эксперимента.


Ленивый, рафинированный мир богатых и прославленных, благополучных настолько, что можно позволить себе главную роскошь человеческого существования — культуру, праздность и разговоры об искусстве. Они достаточно разумны, чтобы воспринимать прекрасное, но слишком расслабленны для увлеченной работы. Эти милые паразиты умеют наслаждаться, а легкая грусть, которую часто путают с поисками смысла жизни, - просто защитная реакция организма, предохранитель, берегущий мозг от дофаминового шока.
Джеп среди них - свой парень. Единственный роман, написанный в прошлом, привел своего создателя в квартиру с террасой и видом на Колизей, а годы сделали его ироничным и чувственным.

Режиссер старается, интересничает и жаль, что это заметно. Одинокая Фанни Ардан в ночном городе, спешащая по делам в свою настоящую жизнь, - момент гораздо более сильный, чем выкрутасы с ботоксным доктором в ночном клубе и оцифрованные фламинго на балконе.
Здесь много пошлости: внешней и внутренней, высмеянной и врожденной, но это совсем не плохо, ведь настоящее всегда где-то между ледяным эталоном и умиротворенным бульканием в сытом брюхе. Сегодня в моде хладнокровные концепции и социально активные перфомансы, и жизнелюбивый анахронизм Соррентино сбивает с толку. Пьяные, гогочущие тетки не влезают в узкие стереотипы интеллектуального жанра, они здесь для другого - паровозики!
Но даже чувствуя иронию режиссера, ими нельзя не восхищаться.

Джепу скучно, праздные красавицы оставляют его равнодушным - он уже знает их слишком хорошо. Сорокалетняя стриптизерша Рамона притягивает гораздо больше: роскошная и жуткая, словно первые силиконовые леди из четких 90х, она удивляет и отталкивает, будто восковая кукла с детским лицом. Матроны называют ее «эта девка», но в ней чувствуется возраст, словно тяжелый запах старомодных духов. В этом маскарадном мире молодость кажется незрелостью, а долгая жизнь становится скульптурой. Пусть иногда она пугает, на нее хочется смотреть и разгадывать, искать и находить мельчайшие неточности - трещины и сколы, лишь подтверждающие подлинность.

Прогуливаясь со своим героем по этой веселой кунсткамере, Соррентино все время ставит нас перед выбором: броуновское движение жизни или гениальная расчетливость искусства, сшитая или настоящая молодость, святость, физическое безобразие, фривольная беспечность или наполненный серьезностью самообман... зная, что выбирать не придется.
Красота, которую ищет Джеп, не может уместиться в привычных рамках оценочных суждений, она всегда маячит где-то между двух полюсов, иногда полностью уходя за линию горизонта. Увидеть ее можно только издали, со временем, когда самые светлые и страшные события становятся каплями краски разных цветов.
Отказаться от их тревожного разнообразия — значит нарушить гармонию, прервать таинственный процесс, когда в прокисшем соке человеческой жизни день за днем и год за годом незаметно дистиллируется бессмертный spiritus.



promo drugoe_kino июль 15, 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
Alex_P

Радикальность художественного жеста

Бегите во Фландрию, герцог де Лиль,
Бегите во Фландрию, герцог!
За вами сомкнётся небесная синь
И стукнет железная дверца

И.Ильф и Е.Петров

Фильм Германа начинается с эпиграфа: прекрасный заснеженный ландшафт с замёрзшими над рекой колёсами и закадровый голос, сообщающий, что таких цивилизаций, как человечество, много, и что люди с Земли заинтересовались данной планеткой только потому что там как раз кончалось Средневековье, и по земным представлениям должно было вот-вот начаться Возрождение. На планету в ожидании культурных чудес и шедевров были посланы учёные наблюдатели... И вот сидят наблюдатели среди аборигенов, ждут Ренессанса, а его всё нет и нет. Вместо Ренессанса происходит что-то странное. И дальше следует собственно фильм.

TBB_02 TBB_07
Collapse )
Римайер

Лучшее предложение / La migliore offerta (2013)

Высшая проба - любовь

Моя девочка, ты красивая, как баньши,
Ты пришла мне сказать: умрёшь, но пока дыши.
Только не пиши мне, милая: пожалуйста, не пиши!
Никакой ведь души не хватит.. Усталой моей души.
Вера Полозкова


Выдающийся оценщик произведений искусства и управляющий аукционного дома Вёрджил (Джеффри Раш) все жизнь посвятил шедеврам. Пользуясь своим умением определять более или менее ценные подделки, он собрал большую коллекцию женских портретов, написанных мастерами разных эпох. Однажды Вёрджилу позвонит молодая Клэр (Сильвия Хукс), умоляя лично заняться оценкой антиквариата, собранного её покойными родителями в огромном особняке. Начавшись как привычная работа, встреча с Клэр станет для Вёрджила историей всепоглощающей любви.

Этот блистательный шедевр неправильно представили. Почти в каждом описании акцент - на интриге с продажей коллекции из старинного дома. Искусство правда занимает в картине важное место, но центральное отдано искусству ухаживать за женщиной. "Лучшее предложение" - одна из самых ярких любовных драм.
Collapse )
snail

И стекает клюквенный сок

До чего все-таки сложен вопрос о том, можно ли (и нужно ли) натуралистически изображать жестокость в кино. Главный аргумент защитников звучит так: человек по природе агрессивен, а искусство позволяет ему сублимировать разрушительные импульсы. Соответственно, если запретить реки крови на экране, зрители пойдут и пустят их в натуре.

Collapse )

bw

ОБСУЖДАЕМ: "Летучий голландец"(1995, Йос Стеллинг)

sergey-tyukanov-084

Друзья! Что-то давно мы тут не обсуждали кино, а потому предлагаю поговорить о довольно подзабытом шедевре голландского мастера.

Те, кто не смотрел, либо поверьте мне на слово, что это шедевр обязательный к просмотру, либо дожидайтесь отзывов других сообщников и подключайтесь по ходу. Те, кто смотрел, пересматривайте, вспоминайте, поднимайте старые рецензии.

Фильм более чем достоин, чтобы о нем поговорить не ощущая давления временных рамок, а потому пост с обсуждением будет верхним всю следующую неделю, и надеюсь, что обсуждение получится интересным и живым.

Призываю делиться своими мыслями и впечатлениями насчёт фильма в произвольном формате. Но также, предлагаю подумать в комментариях на следующими вопросами:

1. О чем же кинолента Стеллинга? И что это за жанр?
2. Улетел ли Голландец? (Без банальных вариантов "да"\"нет")
3. Сколько раз умирал Голландец и умирал ли?
4. Какие ссылки и аллюзии на произведения искусства и исторические события вы увидели у Стеллинга?
5. Актуальна ли картина о голландском средневековье в современной России? Чем?


А если есть ещё хорошие вопросы, задавайте сами.

PS: вместо традиционного скриншота я посчитал более интересным иллюстрировать этот пост работой Сергея Тюканова.

Alex_P

Смерть героя

Миклош Янчо мертв. Это звучит абсурдом, ведь он герой, герой в исходном, античном смысле слова. Но, увы, в этом лучшем из всех возможных миров умирают и полубоги. Вот и Янчо покинул нашу планету. Он не был стариком, потому что герои становятся старше, но не стареют. Но, с другой стороны, уходят те, кто привязывал Янчо к жизни. Да и сама жизнь пока что настаивает на напрасности открытий, сделанных этим гением.

Jancho_5 Jancho_2 jancho_1
Collapse )

Фильм "Поллок" (режиссер Эд Харрис, 2000 год). Портрет художника в зрелости.

18327_875920

«Поллок» хорош. Как его картины, так и фильм о нем. Но сейчас речь пойдет не о живописи. «Поллок» - это, как сейчас модно выражаться, байопик о жизни и творчестве известного американского художника Джексона Поллока. Фильм снят в 2000 году и номинировался на Оскар. После просмотра можно с полной уверенностью заявить, что «Поллок» - это бенефис Эда Харриса. Причем как в актерском плане, так и в режиссерском. Ибо только по финальным титрам я узнала, что Харрис мало того, что поспевал актерствовать в забрызганных краской ботинках и с кистью в руках, так еще и в режиссерском кресле сидел.

Фильм вмещает в себя пятнадцать лет из жизни великого художника, начиная с периода его взлета до трагической гибели в состоянии алкогольного опьянения в автомобильной катастрофе вместе с юной любовницей. Вообще, Поллоку при жизни повезло, так как такое понятие как слава, которой многие великие художники удостаиваются после своей кончины, он испытал при жизни. Свидетельством тому может служить самая первая сцена, когда молоденькая барышня прижимает к пышной груди номер журнала «Life», чтобы взять у художника заветный автограф. Хотя поскольку Поллок, как и многие гении бежал впереди поезда, изначально критиками он не был обласкан. Его творчество именовалось не иначе, как горелые макароны. Оказалось, что это всего-навсего абстрактный экспрессионизм. Постепенно Поллок превратился в популярную персону, у которой брали интервью и снимали документальное кино. Хотя до медийности Сальвадора Дали ему было далеко.

1304576063_ypnplg

Collapse )
Valiuss
  • valiuss

"Крупная рыба" (Big Fish), 2003, реж. Тим Бартон.

Середина осени. Солнце прячется за серым небом, и хочется посмотреть какой-нибудь грустно-весёлый фильм, красивую сказку для взрослых.
"Крупную рыбу" ранее не видел, но упоминание именитого сказочника-режиссёра обещало прицельное попадание в мои осенние запросы. Что попадание это окажется "в яблочко" я, правда, не ожидал...

123
В какой момент многогранная палитра лучистого детского мировосприятия почти необратимо тускнеет, превращая наблюдателя в безнадёжно унылого взрослого? Где грань между мифом и теми фактическими предпосылками и условиями, из которых этот миф формируется? Игра в поиски ответов на подобные вопросы может принять совсем неожиданный оборот и удивительным образом изменить самого искателя.
Фильм со множеством восхитительных декораций, изобилующий простыми по форме и глубокими по смыслу высказываниями, сохраняющий интригу и недосказанность почти до самого финала, при этом не совсем серьёзный, а местами - откровенно комичный, можно смело назвать самой необычной сказкой для взрослых.
Collapse )
  • muzima

Longitude (2000, by Charles Sturridge)

Часы в современном мире это неотъемлемая часть ежедневности (почти) каждого. Сложно представить себе мир, в котором нет часов. Еще сложнее мир, в котором нет календаря? Как бы там не было, способы измерения времени занимали великие умы уже давно, так давно, что человеку с его скудненькими, в среднем 80ти годами жизни, сложно представить сколько времени понадобилось на то, чтобы время было сегодня таким, какое оно есть.

Одна из задач, которую помогли решить часы – навигация по морю. Дело в том, что моряки давно могли ориентироваться по небу, определяя довольно-таки точно направление в сторону полюсов, но что касается долготы, то дело обстояло гораздо сложнее. И, понимая это, в 18м веке, британский парламент объявил, о вознаграждении в 20.000 фунтов стерлингов, тому, кто сможет решить эту проблему. (По тем временам, обычный рабочий зарабатывал около 50ти фунтов в год.)

John Harrison (1693-1776) не моряк, не часовщик, разрешил эту проблему, он конструировал хронометр, который позволил революционировать навигацию по морю, и тем самым, подарил британскому флоту возможность, достичь такого размаха. Он посвятил этому всю свою жизнь.

Художественный фильм „Longitude“ рассказывает историю этого великого пути, который помог открыть новые неизведанные дороги и подарить тысячам людей безопасность в море. Чтобы избежать затянутости, которая часта присуща историческим драмам, зрителю предлагают два параллельных повествования.

Collapse )

 

"На Англию прощальный взгляд" / "The Last of England" / 1988, реж. Дерек Джармен

Англия Дерека Джармена – мир расстрелянных образов и освежеванных чувств, задушившая в себе нежность и любовь, задохнувшаяся в дыму, боли и страданиях. Та, что выходила замуж в грязных доках и рвала на себе кружево платья на пристани. С этой Англией хочется распрощаться, но трудно простится. Название фильма позаимствовано у картины Мэдокса Брауна «The Last of England», на которой изображена супружеская пара, устремившаяся к Новому свету в смутной надежде на лучшую жизнь. Но Англия Дерека Джармена не оставляет ни шанса на бегство, ни надежды, ни места для свободы воли, направляя эту волю вонючими каналами по замкнутому кругу. Джармен – чужой в своей родной стране, стихийный анархист, гомосексуалист, последний из «проклятых поэтов», выступая, таким образом как травматик, умудрился сгустить символический смысл 80-х до бомбардирующих сознание образов.Collapse )