Category: наука

Category was added automatically. Read all entries about "наука".

я в мечтах

Буквальная, и очень чувственная, геометрия

----------------------------------

На днях в Москве прошла мировая премьера нового фильма феерической документалистки Екатерины Ерёменко, которая получила мировую известность три года назад,  сняв буквально за три копейки «Чувственную математику»     -  сборник из шести новелл  -  монологов великих математиков.  «Чувственная математика» объехала весь мир, схватила кучу фестивальных наград, была переведена на десяток языков, продемонстрирована на церемонии вручения Абелевской премии и произвела мини-революцию в научно-популярном кино.  Её показывали в крупнейших российских университетах, где она вызвала взрывной интерес. В Новосибирском Академгородке, например, вместо двух дней показа пришлось крутить картину целый месяц. Пожалуй, никто сегодня  не умеет так увлекательно рассказывать о научном знании, как Ерёменко, по образованию сама математик и популяризатор науки по призванию.

Новый фильм под названием «Буквальная геометрия»  поспешили окрестить сиквелом «Чувственной математики», но с первых кадров понимаешь, что никаким сиквелом и не пахнет.          Признаюсь, я шла на «Буквальную геометрию» с опаской,   -  в предыдущий фильм Ерёменко я просто влюбилась, а теперь боялась увидеть бледную копию. Екатерине нужно отдать должное   -  для того, чтобы вслед за успешным фильмом на весьма нетривиальную тему сразу начать снимать новое кино, в принципе, о том же самом,  нужно обладать не просто незаурядным талантом, но и в хорошем смысле слова идейной одержимостью, целеустремленной упоротостью : ). Редко кому удается не снизить планку, повторить успех и не стать «режиссером одной картины», а вот Ерёменко это удалось.




Collapse )
promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
Solaris

Поиски истины в кино

Stalker1






"- А вы что, физик?
- Скорее химик.
- Тоже, наверное, скука. Поиски истины. Она прячется, а вы ее всюду ищите. То здесь копнете, то там. В одном месте копнули - ага, ядро состоит из протонов. В другом копнули - красота: треугольник ABC равен треугольнику AprimBprimCprim. А вот у меня другое дело. Я эту самую истину выкапываю, а в это время с нею что-то такое делается, что выкапывал то я истину, а выкопал кучу, извините, не скажу чего. Вам то хорошо. А вот стоит в музее какой-то античный горшок. В свое время в него обьедки кидали, а нынче он вызывает всеобщее восхищение лаконичнотью рисунка и неповторимостью формы. Все охают, ахают. И вдруг выясняется, что никакой он не античный, а подсунул его археологам какой-ниубудь шутник веселья ради. Аханья, как ни странно стихают. Ценители."

            "Сталкер"
Collapse )

"Вселенная Стивена Хоккинга" Джеймса Марша 2014

Главное, что необходимо знать о фильме – то что в основе сценария «Теории всего» лежит книга бывшей жены Хоккинга -Джейн Хокинг «Travelling to Infinity: My Life with Stephen». Осознание этого факта ставит всё на свои места. Фильм больше о Джейн и её трудной жизни, чем о самом ученом.


Честно говоря, я ожидала от фильма истории научного успеха, а не истории жизни с тяжело больным человеком. А получилась драма о сложной судьбе религиозной девушки полюбившей инвалида.
Хотя, если говорить о качестве съемок и актерской игры – всё получилось замечательно. Эдди Рэдмейн потрясающе сыграл Хоккинга. Сумел передать физическую борьбу ясного разума с непослушным телом , они даже внешне невероятно похожи с ученым. Однако за этой физической болью совсем теряется научная составляющая его нелёгкой жизни.
Collapse )
  • macroud

«Солярис» Бориса Ниренбурга, 1968



Третий «Солярис» в разборе (первые два были тут и тут), но сам по себе исторически первый.

Это не кинофильм, это телеспектакль в двух сериях. Но ввиду камерности действа и замкнутости антуража принципиальным отличием это считать не стоит. Да и непринципиальным тоже. Да, и еще это «по мотивам» (первое из опять) – ну, не везет Лему с экранизациями.

Итак. Крис Кельвин прилетает на станцию у Соляриса. Его принимает автомат. Криса это несколько удивляет, но, может быть, здесь так заведено? Поиск людей завершается встречей пьяного и напуганного Снаута…

Collapse )

portret

Теорема Зеро/The Zero Theorem (Терри Гиллиам, США-Румыния-Великобритания-Франция, 2013)

название рецензии: ОБРАТНЫЙ ОТСЧЕТ

На экраны вышел новый фильм Терри Гиллиама.

Наверно, одного этого достаточно, чтобы отправиться в кинотеатр, ведь Терри Гиллиам (ныне – 73 года) – кинематографист-визионер, один из основателей величайшей юмористической группы современности "Монти Пайтон" (Monty Python). В их шоу он работал как актер, аниматор и композитор, а в качестве сорежиссера участвовал в съемках одной из знаменитых абсурдных комедий «Пайтонов» - «Монти Пайтон и Священный Грааль».
Collapse )
GWH

"Оттепель", год выпуска: 1967

Продолжение
Начало: "Оттепель", год выпуска: 1962
               "Оттепель", год выпуска: 1963
               "Оттепель", год выпуска: 1964
               "Оттепель", год выпуска: 1965
               "Оттепель", год выпуска: 1966


   "Короткие встречи" Киры Муратовой - последний фильм "оттепели". Гениальность картины заключается в том, что философский контекст искусно вплетен в сюжет. Мысль не преподносится в виде готовых сентенций, а постепенно раскрывается в течении всей картины. Правильнее сказать, что сама картина мира прорисовывается эпизодом за эпизод. Хорошо знакомый современному зрителю по "Криминальному чтиву" прием перемешивания хронологии и места действия освобождает мысль от оков причинно-следственной связи пространственно-временного континуума.

Collapse )korotkie.vstrechi.7
Мы с тобой из разных племен. Я из племени тумба-юмба, а ты из племени мики-наки. Нет, дорогая моя, мы не поймем друг друга. У вас едят людей жаренными, и у нас едят жаренными; но у нас едят с головы, а у вас с ног. В этом наше коренное разногласие. Но, правда, мы близки по духу, потому что остальные племена едят людей вареными. А есть такие дикари, которых не коснулась цивилизация, которые вообще едят людей сырыми. Но, правда, живыми уже не едят, потому что прогресс.

Продолжение: Реквием "оттепели"


"Гуманитарные науки", 2012

Очень милый фильм, такой приятный кусочек "Одиссеи" в современном Нью-Йорке.

Главный герой отправляет в путешествие не на двадцать лет, а на несколько дней, но успевает встретить Навсикаю и Цирцею.

Навсикая юна, свежа, светла, открыта будущему, обожает немецкую классическую музыку и сразу немножко влюбляется в пришельца. Он тоже очарован, но в конце концов понимает, что они из разных миров, и расстаётся с прекрасной царевной благословляющим, но не влюблённым.

Цирцея ещё в студенческие годы очаровала Одиссея своими лекциями по британскому романтизму. Она профессор литературы, умная, властная, сильная, царственная. Одним словом, богиня. От современных Цирцей любовники не убегают, современные Цирцеи сами выставляют их за двери, что и случилось с главным героем.

А верная Пенелопа всё это время ждала Одиссея в родном городе в образе скромной продавщицы книжного магазина, куда он заглядывал каждый день, не обращая на неё никакого внимания.

Мужские образы не столь ярко мифологичны, и я их не опознала, за одним исключением. Хиппи в шапке, который появляется из ниоткуда в переломные моменты жизни главного героя и иносказательно говорит ему, что надо делать, это несомненно богиня мудрости, светлоокая дева Афина Паллада.

И всё это под Вагнера и Бранденбургский концерт.
Мiнскi Гаон

"Война миров Z" -- зомби с позиции биовычислимости



Вот этот красавец называется шистосома. Он является паразитом водоплавающих птиц и человека. Живет в кровеносной системе. Особенно любит находиться в теле легких. На днях приняли к печати статью в издание, индексируемое в престижной базе WoS. В статье речь идет о том, что динамика поведения шистосом представляет собой форму неконвенционального вычисления. Они там себе двигаются, а их движения можно закодировать таким образом, что их динамика станет формой калькулятора, т.е. они двигаются, а на самом деле решают математические задачи.

На днях посмотрел фильм "Война миров Z" (2013, реж. Марк Форстер). Кроме того, что там снимается Брэд Питт и фигурируют белорусские авиалинии, фильм имеет еще одно достоинство -- он один из немногих фильмов о зомби, в котором попытались осветить эту тему более-менее понятно с научных позиций биовычислимости.

Collapse )

Фантазии Фарятьева. 1979год. Постановщик Илья Авербах. По пьесе Аллы Соколовой. Музыка А. Шнитке.

В 70-е годы в СССР, конечно же, был информационный вакуум. Поэтому в компаниях думающих людей - не диссидентских компаниях - говорили о прошлом, об исторических событиях, о происхождении мира и человека. Выдвигались самые фантастические теории. О настоящем информация была только в газетных передовицах, от которых хотелось спать, поэтому настоящее считалось неинтересным.
Люди воспитывались атеистами, то, что Бога нет - считалось аксиомой. Бога должна была заменить вера в коммунизм, в светлое будущее и правильное настоящее. Но в литературе этого периода мы видим героев разочарованных, не верящих ни во что, ищущих и не находящих духовную опору, запутавшихся в отношениях, не имеющих для них ценности.
Место действия пьесы Аллы Соколовой - портовый город Очаков, маленький, но яркий, с богатой историей. Место действия фильма - провинциальный приморский городок, без названия и без истории, неяркий, но живописный и тихий, такой тихий, что почти потусторонний. В тишине лучше размышляется о законах мироздания.
На этом провинциальном фоне разговоров о высоком разворачивается сюжет. В фильме "мало действия, пять пудов любви". Фарятьев любит Александру, Александра любит Бедхудова, Люба любит Фарятьева. Все безнадежно. Но чеховской тоски нет. Есть ощущение, что частная жизнь героев происходит не в городе, не в стране, не в истории, а в вечности. И у этой незаметной жизни есть свое место во вселенной.
Реалистический пейзаж выглядит чуть-чуть как мистический. Вид с балкона квартиры - частные домики и новые пятиэтажки на фоне огромного вечернего неба. А если посмотреть вниз - играющие дети, спешащие люди, которые сверху кажутся маленькими на слишком неподвижном фоне, беззащитными перед наблюдающей за ними вселенной, и вслепую ищут свою дорогу.
В квартире Саши много уличного вечернего света. Здесь Фарятьев делает ей предложение и сначала получает отказ. В разговоре Александра неожиданно для себя выдает причину отказа - она любит Бедхудова, без взаимности, у нее был неудачный роман с ним. Она говорит:"За что же меня так наказывать?"- имея ввиду еще и непонимание близких. И тогда Павел Фарятьев, желая ее утешить, выдает ей свою теорию, объясняющую невнимание людей друг к другу : мы живем не на своей планете, мы - пришельцы, эмигранты, случайно попавшие сюда. У нас нет духовной опоры, нас не связывают общие корни, общая родина - она не наша. Поэтому мы беззащитны, жестоки, жизнь у нас не яркая, в ней не хватает цельности, любви и смысла.
Не та родина - это метафора, означающая не та духовная родина, не та вера. Метафора не персонажа Фарятьева, а метафора автора пьесы.
Александра, почувствовав, что у них много общего в восприятии мира, дает ему согласие.
Мама Саши, в исполнении Зинаиды Шарко, очень переживает, что у дочери нет семьи из-за "этой роковой связи" с Бедхудовым и хочет, чтобы жизнь Саши пошла по накатанной общепринятой колее. Поэтому, как только помолвка происходит, мама, которая слышала рассказ Павла о другой планете, задается вопросом - нкт ли у жениха психических отклонений?
В пьесе четче, чем в фильме прослеживается подтекст - нет ли в теории Фарятьева отклонений идеологических? Мама интуитивно чувствует в его теории что-то неканоническое, а в нем - что-то выходящее за рамки стандарта.
Тетя Павла в исполнении Лилии Гриценко похожа на племянника немного нереальным отношением к жизни. Она с восторгом говорит о "миссии" Павла, но слова мамы отрезвляют ее. Тетя начинает бояться, что Павла посчитают сумасшедшим, что теория его неканоническая, а она знает и помнит, что это означает. Это черта многих людей ее поколения: идеализм и восторженность - и полная остановка и разворот, как только человек чувствует, что вышел за рамки установленных мировоззренческих границ.
И Фарятьев готов ради любви отказаться от своей "работы".
Но жизнь ломает все планы - к Саше возвращается Бедхудов, и она убегает с ним " Несмотря на тридцать лет и музыкальное образование".
Фильм кончается не так уж плохо. Саша счастлива, хотя у нее нелегкая судьба любить человека, которому не нужна семья. Маме предстоит принять ситуацию и понять, что нельзя устроить механически брак, семью и детей. У Любы , которая любит Фарятьева уж точно без планов переделать его под нормального мужа, теперь есть надежда. А сам главный герой остается со своим "трудом", который ничего не стоит как научная теория, но который является прекрасной философской фантазией, необычной аллегорией жизни людей, не понимающих, что они единое целое.
Кроме того, "стройная теория" Фарятьева - это памятник человеку, рвущемуся на волю из информационной и идеологической тюрьмы. Ведь в пьесе вполне определенное место действия - город Очаков, с военной историей, почти символ государства. Сам Фарятьев в конце пьесы не случайно говорит с Любой о количестве голодающих в мире, об американцах во Вьетнаме - в унисон с советским телевидением. Он вполне советский, но в рамки стандарта не входит, и ему плохо в этих рамках.
В фильме этих мягких отсылок к идеологическим шаблонам нет, но фильм понятен и бесконечно поэтичен.
snail
  • egovoru

"Структура кристалла" Кшиштофа Занусси (1969 г.)

struktura kristalla

Это сейчас делают кино про бандитов, а раньше делали про ученых. Но этот фильм, несмотря на то, что его главные герои - физики, вовсе не о науке. Начинается он довольно стандартно: нам показывают столкновение двух противоположных жизненных философий. Но, когда мы уже говотовы к тому, что вот сейчас автор выскажет свое мнение в этом споре, он делает нечто совершенно неожиданное. И благодаря этой неожиданности та вечная истина, о которой он пытается нам напомнить, воспринимается как откровение.

Пожалуй, этот фильм можно назвать трудным для восприятия, особенно для современного перекормленного спецэффектами зрителя, да и в свое время он вроде бы не был встречен особыми аплодисментами. Он черно-белый, в нем почти нет действия, и темп его - очень медленный. И, тем не менее, терпеливого зрителя ожидает редкостное чувство просветления, которое способен доставить просмотр мало какого другого фильма.