Category: наука

горностай

Территория, 1978, реж. А.В. Сурин

В нетерпеливом ожидании, пока выйдет "Территория" Александра Мельника, решили посмотреть старую, советскую версию 1978г. Для тех, кто не в теме - это экранизация одноименного романа Олега Куваева о геологах. Фабула, в общем, проста - речь идет об успешном открытии месторождения россыпного золота на Чукотке.



Фильм оказался прекрасен, и от незамысловатости сюжета он только выигрывает. В первую очередь, великолепно передан дух полевой геологии. Маленький коллектив, где все знают друг друга, как облупленных, и говорят друг другу все без обиняков, как оно есть. Честные, искренние люди, с вдохновением и глубочайшей ответственностью относящиеся к своей работе, начальство - не тупые бюрократы, а люди, болеющие душой за общее дело и за благополучие своих подчиненных. Но при этом, разумеется, никакой слащавости. Суровый мир сильных суровых людей. Не знаю, есть ли еще где-то такой мир.
Не могу не отметить и красивейшие пейзажи - снимали не в подмосковье, это видно сразу, а уж в умении работать с кадром советским операторам не откажешь. Полтора часа непрерывного удовольствия.

После Левиафана особенно приятно посмотреть такое кино, видеть, что была и такая Россия. А может быть, даже и есть еще где-то.
promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

"Вселенная Стивена Хоккинга" Джеймса Марша 2014

Главное, что необходимо знать о фильме – то что в основе сценария «Теории всего» лежит книга бывшей жены Хоккинга -Джейн Хокинг «Travelling to Infinity: My Life with Stephen». Осознание этого факта ставит всё на свои места. Фильм больше о Джейн и её трудной жизни, чем о самом ученом.


Честно говоря, я ожидала от фильма истории научного успеха, а не истории жизни с тяжело больным человеком. А получилась драма о сложной судьбе религиозной девушки полюбившей инвалида.
Хотя, если говорить о качестве съемок и актерской игры – всё получилось замечательно. Эдди Рэдмейн потрясающе сыграл Хоккинга. Сумел передать физическую борьбу ясного разума с непослушным телом , они даже внешне невероятно похожи с ученым. Однако за этой физической болью совсем теряется научная составляющая его нелёгкой жизни.
Collapse )

«Солярис» Бориса Ниренбурга, 1968



Третий «Солярис» в разборе (первые два были тут и тут), но сам по себе исторически первый.

Это не кинофильм, это телеспектакль в двух сериях. Но ввиду камерности действа и замкнутости антуража принципиальным отличием это считать не стоит. Да и непринципиальным тоже. Да, и еще это «по мотивам» (первое из опять) – ну, не везет Лему с экранизациями.

Итак. Крис Кельвин прилетает на станцию у Соляриса. Его принимает автомат. Криса это несколько удивляет, но, может быть, здесь так заведено? Поиск людей завершается встречей пьяного и напуганного Снаута…

Collapse )

portret

Теорема Зеро/The Zero Theorem (Терри Гиллиам, США-Румыния-Великобритания-Франция, 2013)

название рецензии: ОБРАТНЫЙ ОТСЧЕТ

На экраны вышел новый фильм Терри Гиллиама.

Наверно, одного этого достаточно, чтобы отправиться в кинотеатр, ведь Терри Гиллиам (ныне – 73 года) – кинематографист-визионер, один из основателей величайшей юмористической группы современности "Монти Пайтон" (Monty Python). В их шоу он работал как актер, аниматор и композитор, а в качестве сорежиссера участвовал в съемках одной из знаменитых абсурдных комедий «Пайтонов» - «Монти Пайтон и Священный Грааль».
Collapse )
GWH

"Оттепель", год выпуска: 1967

Продолжение
Начало: "Оттепель", год выпуска: 1962
               "Оттепель", год выпуска: 1963
               "Оттепель", год выпуска: 1964
               "Оттепель", год выпуска: 1965
               "Оттепель", год выпуска: 1966


   "Короткие встречи" Киры Муратовой - последний фильм "оттепели". Гениальность картины заключается в том, что философский контекст искусно вплетен в сюжет. Мысль не преподносится в виде готовых сентенций, а постепенно раскрывается в течении всей картины. Правильнее сказать, что сама картина мира прорисовывается эпизодом за эпизод. Хорошо знакомый современному зрителю по "Криминальному чтиву" прием перемешивания хронологии и места действия освобождает мысль от оков причинно-следственной связи пространственно-временного континуума.

Collapse )korotkie.vstrechi.7
Мы с тобой из разных племен. Я из племени тумба-юмба, а ты из племени мики-наки. Нет, дорогая моя, мы не поймем друг друга. У вас едят людей жаренными, и у нас едят жаренными; но у нас едят с головы, а у вас с ног. В этом наше коренное разногласие. Но, правда, мы близки по духу, потому что остальные племена едят людей вареными. А есть такие дикари, которых не коснулась цивилизация, которые вообще едят людей сырыми. Но, правда, живыми уже не едят, потому что прогресс.

Продолжение: Реквием "оттепели"


Фантазии Фарятьева. 1979год. Постановщик Илья Авербах. По пьесе Аллы Соколовой. Музыка А. Шнитке.

В 70-е годы в СССР, конечно же, был информационный вакуум. Поэтому в компаниях думающих людей - не диссидентских компаниях - говорили о прошлом, об исторических событиях, о происхождении мира и человека. Выдвигались самые фантастические теории. О настоящем информация была только в газетных передовицах, от которых хотелось спать, поэтому настоящее считалось неинтересным.
Люди воспитывались атеистами, то, что Бога нет - считалось аксиомой. Бога должна была заменить вера в коммунизм, в светлое будущее и правильное настоящее. Но в литературе этого периода мы видим героев разочарованных, не верящих ни во что, ищущих и не находящих духовную опору, запутавшихся в отношениях, не имеющих для них ценности.
Место действия пьесы Аллы Соколовой - портовый город Очаков, маленький, но яркий, с богатой историей. Место действия фильма - провинциальный приморский городок, без названия и без истории, неяркий, но живописный и тихий, такой тихий, что почти потусторонний. В тишине лучше размышляется о законах мироздания.
На этом провинциальном фоне разговоров о высоком разворачивается сюжет. В фильме "мало действия, пять пудов любви". Фарятьев любит Александру, Александра любит Бедхудова, Люба любит Фарятьева. Все безнадежно. Но чеховской тоски нет. Есть ощущение, что частная жизнь героев происходит не в городе, не в стране, не в истории, а в вечности. И у этой незаметной жизни есть свое место во вселенной.
Реалистический пейзаж выглядит чуть-чуть как мистический. Вид с балкона квартиры - частные домики и новые пятиэтажки на фоне огромного вечернего неба. А если посмотреть вниз - играющие дети, спешащие люди, которые сверху кажутся маленькими на слишком неподвижном фоне, беззащитными перед наблюдающей за ними вселенной, и вслепую ищут свою дорогу.
В квартире Саши много уличного вечернего света. Здесь Фарятьев делает ей предложение и сначала получает отказ. В разговоре Александра неожиданно для себя выдает причину отказа - она любит Бедхудова, без взаимности, у нее был неудачный роман с ним. Она говорит:"За что же меня так наказывать?"- имея ввиду еще и непонимание близких. И тогда Павел Фарятьев, желая ее утешить, выдает ей свою теорию, объясняющую невнимание людей друг к другу : мы живем не на своей планете, мы - пришельцы, эмигранты, случайно попавшие сюда. У нас нет духовной опоры, нас не связывают общие корни, общая родина - она не наша. Поэтому мы беззащитны, жестоки, жизнь у нас не яркая, в ней не хватает цельности, любви и смысла.
Не та родина - это метафора, означающая не та духовная родина, не та вера. Метафора не персонажа Фарятьева, а метафора автора пьесы.
Александра, почувствовав, что у них много общего в восприятии мира, дает ему согласие.
Мама Саши, в исполнении Зинаиды Шарко, очень переживает, что у дочери нет семьи из-за "этой роковой связи" с Бедхудовым и хочет, чтобы жизнь Саши пошла по накатанной общепринятой колее. Поэтому, как только помолвка происходит, мама, которая слышала рассказ Павла о другой планете, задается вопросом - нкт ли у жениха психических отклонений?
В пьесе четче, чем в фильме прослеживается подтекст - нет ли в теории Фарятьева отклонений идеологических? Мама интуитивно чувствует в его теории что-то неканоническое, а в нем - что-то выходящее за рамки стандарта.
Тетя Павла в исполнении Лилии Гриценко похожа на племянника немного нереальным отношением к жизни. Она с восторгом говорит о "миссии" Павла, но слова мамы отрезвляют ее. Тетя начинает бояться, что Павла посчитают сумасшедшим, что теория его неканоническая, а она знает и помнит, что это означает. Это черта многих людей ее поколения: идеализм и восторженность - и полная остановка и разворот, как только человек чувствует, что вышел за рамки установленных мировоззренческих границ.
И Фарятьев готов ради любви отказаться от своей "работы".
Но жизнь ломает все планы - к Саше возвращается Бедхудов, и она убегает с ним " Несмотря на тридцать лет и музыкальное образование".
Фильм кончается не так уж плохо. Саша счастлива, хотя у нее нелегкая судьба любить человека, которому не нужна семья. Маме предстоит принять ситуацию и понять, что нельзя устроить механически брак, семью и детей. У Любы , которая любит Фарятьева уж точно без планов переделать его под нормального мужа, теперь есть надежда. А сам главный герой остается со своим "трудом", который ничего не стоит как научная теория, но который является прекрасной философской фантазией, необычной аллегорией жизни людей, не понимающих, что они единое целое.
Кроме того, "стройная теория" Фарятьева - это памятник человеку, рвущемуся на волю из информационной и идеологической тюрьмы. Ведь в пьесе вполне определенное место действия - город Очаков, с военной историей, почти символ государства. Сам Фарятьев в конце пьесы не случайно говорит с Любой о количестве голодающих в мире, об американцах во Вьетнаме - в унисон с советским телевидением. Он вполне советский, но в рамки стандарта не входит, и ему плохо в этих рамках.
В фильме этих мягких отсылок к идеологическим шаблонам нет, но фильм понятен и бесконечно поэтичен.
snail

"Структура кристалла" Кшиштофа Занусси (1969 г.)

struktura kristalla

Это сейчас делают кино про бандитов, а раньше делали про ученых. Но этот фильм, несмотря на то, что его главные герои - физики, вовсе не о науке. Начинается он довольно стандартно: нам показывают столкновение двух противоположных жизненных философий. Но, когда мы уже говотовы к тому, что вот сейчас автор выскажет свое мнение в этом споре, он делает нечто совершенно неожиданное. И благодаря этой неожиданности та вечная истина, о которой он пытается нам напомнить, воспринимается как откровение.

Пожалуй, этот фильм можно назвать трудным для восприятия, особенно для современного перекормленного спецэффектами зрителя, да и в свое время он вроде бы не был встречен особыми аплодисментами. Он черно-белый, в нем почти нет действия, и темп его - очень медленный. И, тем не менее, терпеливого зрителя ожидает редкостное чувство просветления, которое способен доставить просмотр мало какого другого фильма.


Мiнскi Гаон

"Фонтан" (2006, Даррен Аранофски)




Фильм "Фонтан" от Даррена Аранофски один из самых каббалистических, алхимических и масонских фильмов, снятых когда-либо. Две ключевых мифологемы фильма -- Древо Жизни, сок которого дает вечную жизнь, и любовь Королевы и ее Рыцаря, сохраняющаяся во все последующие перерождения.

Collapse )

День длиною в жизнь (Марк де Кло)

 

Все в жизни только один раз... Один раз идет дождь, один раз ты влюбляешься, один раз - страсть, один раз - акт любви. После этого - все пропадает, желание, страсть.. и больше не повторяется никогда.
Так живут все в этом мире и так воспитывают с самого детства (это как у нас с детства тебе говорят, например, что в носу ковыряться нельзя и ты так думаешь всю жизнь и другого в сознании нет).
Для тех кто живет правильно и все только один раз - есть рай. Но есть и ад - мир, где все повторяется бесконечное количество раз, снова и снова.
А если я не хочу только один раз? Если я хочу, чтобы это повторялось снова и снова? Хочу вечность любить тебя, целовать и ласкать и чтобы все это повторялось снова и снова. То что тогда?? Тогда только прямая дорога в ад, куда и попадают герои.. другой мир.. ад.. где все живут.. и самое поражающее, когда смотришь этот фильм, что понимаешь что ад - это наш мир... Где все снова и снова: любовь, страсть, секс... И хватит ли у тебя сил найти свою тру лав из той жизни, где все только один раз?

Теория про вечное повторении очень грамотно взята и обыграна из  теории Ницше.. но это отдельный пост.

Лучшее, что я смотрела за последние 3 месяца. Предпоследнее была Анна Медема...