Я

"Блюз для Тегерана" (реж. Хавьер Толентино)

-




Испанский журналист и кинокритик Хавьер Толентино свой первый полнометражный докфильм  «Блюз для Тегерана» снимал по схожей  (c Сергеем Кресо  https://drugoe-kino.livejournal.com/3385670.html) рецептуре:  немножко от фильма-концерта, немножко от роуд-муви, плюс всё разбавить социальной тематикой.  В результате фильм похож на лоскутное одеяло из плохо сшитых и не очень сочетающихся друг с другом кусков.  Толентино в первый раз попал в Иран, влюбился в иранский народ и иранскую культуру и с восторгом неофита запихивает в полуторачасовой хронометраж всё, что попадается под руку и на что ложится глаз.  А поскольку режиссёр не просто неофит, но и дебютант, то получается не вполне гладко.

Первые кадры   -   открыточные виды гилянской деревеньки с лепящимися по горе домишками, патриархальный сельский быт, застывшее время   -  сменяются длинным десятиминутным проездом по шумным, пыльным, суетливым тегеранским проспектам, камера закреплена в салоне видавшего виды «Пежо», в кадре   -  молодой бородатый  парень, в полный голос горланящий в унисон задорной персидской поп-песенке.  Референс к «Такси» Джафара Панахи слишком очевиден, чтобы быть непрочитанным   -   только там в салоне машины несвободный художник, а здесь  -  полностью свободный и упивающийся этой свободой.  В отличие от унылого боснийца из фильма Сергея Кресо,  витальный курд Эрфан Шафеи  не ищет заработка и гешефта.  Он не предприниматель, он   -  просветитель, знакомящий съемочную группу и через неё весь мир с культурой и повседневностью собственной страны, с Ираном и иранцами, а заодно и с самим собой.


Collapse )
promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

Searching for Sugar Man. В поисках Сахарного Человека

Документалка 2012 года, снятая совместными усилиями чуваков их Финляндии, Швеции и Британии. Однако фильм этот вовсе не о Европе, а напротив об Америке и еще о ЮАР. Повествование могло бы коснуться еще одной страны – Австралии, но эта часть истории прошла мимо создателей, и я даже не собираюсь их в этом упрекать, потому что и то, что они сделали достойно уважения, учитывая что заканчивали съемку парни в условиях жесткого финансового дефицита. По этой причине даже, картина была доснята на айфон, что, кстати, на ее качество не повлияло.

Кратко о сюжете. Речь в фильме идет о судьбе музыканта из города Детройт, по имени Sixto Rodriguez. История начинается в конце 60х, время, когда новые музыкальные группы в стиле фолк, блюз и рок, создавались в Америке в неимоверных количествах.  Люди, едва владевшие инструментами (а часто и совсем не владевшие), и написавшие два – три текста самого тупого содержания, поднимались на вершины хит-парадов, делали состояния, купались в роскоши, а многие тонули в доступных веществах. Музыкальные лейблы качали огромные деньги на продажах пластинок, а фестивали собирали полумиллионные толпы.

Collapse )


Я

«Здесь мы балдеем, здесь мы кайфуем» (реж. Сергей Кресо)

-



Для тех кинематографистов, которые, невзирая на все препоны, добрались до Москвы, чтобы представить свои фильмы на Московском Международном Кинофестивале лично, московские кинопоказы стали первым за долгий год походом в кино и шансом впервые увидеть свою собственную работу не на мониторе ноутбука, а на большом экране,  -   в большинстве стран действуют карантинные ограничения куда более жёсткие, чем в России.

Одним из тех, кто трогательно благодарил команду ММКФ за возможность посмотреть собственный фильм в кинозале, был Сергей Кресо    -   босниец, эмигрировавший во время распада Югославии в Нидерланды, но не утративший югославской идентичности. Название его картины «Здесь мы балдеем, здесь мы кайфуем» настраивает на развесёлый карнавал, сумасшедший драйв, так хорошо знакомый нам, знатокам и любителям балканского кино.  Однако бравурное название оказывается обманкой   -  «для веселия планета наша мало оборудована», а для мигрантов, беженцев, обездоленных и неприкаянных, пытающихся найти себя в чужом социуме,   -  тем паче.

Как и сам режиссёр, главный герой его картины Роберт Соко, усталый небритый мужчина средних лет за рулём машины,  катящейся по ночной улице, сбежал от войны из Югославии в Берлин    -  казалось бы, самый дружелюбный город для ищущих убежища, главный европейский «плавильный котёл», да и сам Соко   -  опять же, казалось бы, вполне нашёл себя, поймав волну моды на балканскую музыку девяностых – нулевых,  став одним из самых популярных диджеев и продюсеров, раскрутивших дискотеки Balkan Beats и познакомивших Западную Европу с культурой Европы восточной.   Однако и сам герой в кадре не выглядит счастливым, и даже зажигательные балканские ритмы из динамика его авто почему-то не зажигают.  Соко говорит на английском, легко переходя на немецкий, при этом изобильно матерится на сербском   -  типичный европеец периода кризиса глобализации.

Режиссер Кресо чередует монологи главного героя с кадрами кинофильмов из золотой сокровищницы югославского кино, послуживших проводниками в мир балканской культуры:  отрывок из культового «Андеграунда», прославившего Кустурицу и Бреговича,  иллюстрирует горделивое заявление Соко  -  мы, мол, противопоставили «Месечину» панк-року и двадцать лет гастролировали по Европе.  Однако, любая мода преходяща, а вкусы у публики изменчивы   -  балканское сумасшествие уступило место другим модным трендам, и выживать стало намного труднее. Модное поветрие не приносит прежнего дохода,  -  откровенно признается Соко, вынужденный крутить баранку в поисках талантливых музыкантов, представителей других культур и стилей.


Collapse )
bw

ММКФ-2021. ПОРНО И ЗАДОРНО НА БОЛЬНЫЕ ТЕМЫ


Традиционно каждый год на ММКФе есть одна-две премьеры, показывающихся в самое позднее время и собирающих полные залы. В этом году таковой стала картина румынского режиссера Раду Жуде "НЕУДАЧНЫЙ ТРАХ, ИЛИ БЕЗУМНОЕ ПОРНО", показанная в рамках программы "Фильмы, которых здесь не было". Как сказал её куратор Стас Тыркин, глядя на полный зал: "Sex sales!"

Феномен известный. Фильмы, где так или иначе фигурирует сексуальная тема, стандартно собирают больше зрителей. Связано ли это с тем, что кино (как и любое искусство) само по себе суть сублимация сексуальной энергии - вопрос. Мне кажется, есть и другие интерпретации. Проблематика секса напрямую касается и другой важной темы - свободы, которая может продаётся не так хорошо, но тем не менее тоже активизирует значительную часть публики, особенно в год тотальных запретов. Верно будет также дополнить, что продает не только тема фильма, но и "Золотой медведь" из Берлина. Российская публика скорее консервативна и практически всегда следует за европейской модой. Сильно не уверен, собрался бы полный зал на румынскую картину без лавровых венков на афише.

Сам фильм может сильно обмануть ожидания случайного зрителя. Раду Жуде - режиссёр последовательно вскрывающий болевые точки и противоречия как в современной Румынии, так и в Европе в целом. Его предыдущая картина с ещё более длинным названием "Мне плевать, если мы войдём в историю как варвары" была посвящена фашизму, далеко не искорененному в Румынии. Более того, из картины следовало, что пламя человеческой ненависти готово разгореться вновь, стоит лишь кинуть спичку. Новая картина продолжает ту же линию. В центре внимания вопросы морали и сексуальных табу, право на частную жизнь и на ошибку в целом.

Фильм состоит из трёх очень разных частей - условно, документальной, мультимедийной и фантасмагорической, - что само по себе привлекает внимание. Автор ищет новый киноязык общения со зрителем. И, судя по 100% рейтингу на Rotten Tomatoes, успешно его находит.

Словно бы сразу оправдывая все возможные претензии и ожидания, фильм начинается со сцены домашнего порно, в которой законные супруги ищут различные возможности оживить свою сексуальную жизнь. Сцены более чем откровенные и разнообразные, но в эпоху Порнохаба вряд ли удивительные. Удивительно другое - как потом из этого вырастает кино?

Заснятые супругами постельные сцены каким-то образом попадают в Сеть, что определенно создаёт проблемы главной героине фильма - школьной учительнице истории.
Параллельно, в цепкой документальной манере Жуде показывает летний Бухарест, выходящий из первой ковидной волны, рифмуя сексуальную энергию и энергию оживающего города. Заодно предоставляя зрителю место и время подумать над непростой ситуацией... Или просто надышаться летним настроением.
Вторая часть - самая натуральная Азбука. С политическим уклоном. Автор даёт вольные, но меткие определения расхожим терминам, подкрепляя своё видение нарезками из телешоу, новостей и роликов с Ютюба.

Сатирический финал снят в духе итальянской классики. (А почти каждый румын мнит себя немного римлянином). Гротескный "корабль дураков", где все кричат, перебивают друга, высказывая идеи, одна безумнее другой. И всё это с соблюдением социальной дистанции и защитными масками на лице. Ближайшей аналогией, знакомой нашему зрителю, будет "Гараж" Эльдара Рязанова, которому фантастическая развязка в духе марвеловских комиксов пришлась бы очень даже по вкусу - ведь он и сам был не прочь смешать реальность и мечты, отправляя, например, старый локомотив в Небеса Обетованные.


Подводя черту, скажу, что каждая часть картины достойна быть отдельным произведением. Однако собранный воедино коктейль не только доставляет эстетическое и интеллектуальное удовольствие, но и выступает в качестве прививки от всевозможного ханжества, невежества и нового пуританства. Болезней, возможно, куда более опасных, чем ковид.



#miff #miff2021 #ммкф #ммкф2021 #прокино
bw

ММКФ-2021. НЕУСТАВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СТРАНЕ, ГДЕ НЕ БЫЛО СЕКСА

Идея программы "Русский след" - собрать фильмы со всего света, где так или иначе фигурируют отсылки к России, русским, русской культуре. Посмотреть на русский мир и на себя со стороны. Программа далеко не самая главная на ММКФ и к сожалению с кучей второсортного кино внутри. Но! Практически каждый год именно в ней я нахожу один-два самородка. Например, открыл совершенно гениальные в своей безбашенности "Великоландию" Даны Зияшевой и "Дистанцию" Серхио Кабальеро. Так и в этот раз.

Эстоно-британская картина "ЖАР ПТИЦА" полностью посвящена жизни в СССР, а точнее на военной базе в Эстонии во времена Холодной войны. При таком анонсе от западной картины всегда ожидаешь "развесистой клюквы", но к чести всей съемочной группы, фильм смотрится более чем натурально. Без чернухи, без матрешек и березки только там, где нужно. Ну разве что извечное "На здоровье!" режет слух. Но в целом прям видно, с каким внимание и бережностью пытались воссоздать эпоху - начиная с антуража, и заканчивая характерами. Исполнителя главной роли, Тома Прайора, от русского не отличишь. Его герой, типичный советский юноша - принципиальный, прямой, настойчивый и немного скромный парень. С ним в тандеме играет киевлянин Олег Загородний, ныне актер "Гоголь-центра", как раз наоборот, с внешностью совершенно интернациональной.

Фильм снят по роману актера театра и кино Сергея Фетисова, во много автобиографического. Роман был написан ещё в 70-ые и, несмотря на то, что даже был издан небольшим тиражом, так бы и остался незамеченным. Помог друг Фетисова, кинокритик Сергей Лаврентьев, нашедший в 2000-х на Таллинском кинофестивале британских продюсеров. Подготовительный этап длился более пяти лет, переговоры о фильме то сходили на нет, то оживали вновь. Но в итоге звезды сошлись - нашли подающего надежды таллинского режиссёра Питера Ребане(снимавшего до того только док и клипы, а до того закончившего Оксфорд и Гарвард), выкупили права на сценарий, согласовали отхождения от книги, утвердили актеров и даже сами Фетисов с Лаврентьевым получили эпизодические роли.

Мировая премьера фильма прошла в рамках ММКФ этого года. Не смотря на отсутствие рекламы, зал был, по нынешним ковидным временам, "битком" (то есть занятно больше 50% мест). И на повтор билетов уже нет. Картину представлял упомянутый выше Сергей Лаврентьев, к сожалению один. Автор романа-первоисточника Сергей Фетисов умер ещё практически сразу после окончания предпродакшна.

Начало фильма удачно рифмуется с нашумевшей картиной 2017 года "Зови меня своим именем". Те же интонации и даже типажи героев. Правда, куда менее сонно. От внезапно возникших чувств посреди военной части, между рядовым-срочником и пилотом-истребителем, ничего хорошего ждать не приходится. Тут и неуставные отношения с риском позорного изгнания, и уголовная статья со сроком до пяти лет. Конструкция усложняется наличием умницы-красавицы, с которой у каждого героя фильма не до конца ясные отношения. Шекспировский размах драме придаёт активное включение второстепенных персонажей - друга-завистника, майора-гэбэшника, простодушного начальника части, или совершенно бессловесного поклонника... Что сближает и роман, и фильм с такой советской классикой, как "Вам и не снилось", снятой по повести с шекспировским же названием "Роман и Юлька".


Сложный клубок отношений заматывается, и то, что начиналось как история светлой юношеской влюбленности, перерастает в повествование о сложности быта уже взрослых людей, их метаниях и поисках лучшего для себя устройства жизни...

"Рыба и птица могут полюбить друг друга, но где они будут жить?" Главные герои фильма, тогда, в советское время, так и не смогли решить эту проблему… Закрывающие кадры, рассказывающие об отмене статьи за мужеложество в 1993 году и принятии закона о запрете гей-пропаганды в 2013, как бы намекают, что и сейчас в России в этом вопросе не всё гладко. И секундное появление "адвоката дьявола" уже после всех титров - авторская шутка, скорее горькая, чем забавная.

Отличное драматическое кино, спрятанное от широкой публики во второстепенную программу в силу специфики. Будь эта история о привычном любовном треугольнике - была бы громкая премьера, достойная открыть или закрыть фестиваль. Все составляющие полноценного зрительского кино там есть - начиная с актеров, и заканчивая музыкой и монтажом.

#mmif #mmif2021 #ммкф #ммкф2021 #прокино

bw

ММКФ-2021. ЗДЕСЬ МЫ БАЛДЕЕМ, ЗДЕСЬ МЫ КАЙФУЕМ

Нидерландская лента "ЗДЕСЬ МЫ БАЛДЕЕМ, ЗДЕСЬ МЫ КАЙФУЕМ" участвует в документальном конкурсе и, как по мне, имеет неплохие шансы на победу. Все слагаемые успеха у неё есть - колоритный главный герой, актуальная история, отменное качество видеоряда, но самое главное - настроение! Музыкальный фильм легко испортить, сделав его нудным набором видеоклипов (как например "Блюз для Тегерана", другой участник док. конкурса), а можно сделать конфетку (как, например, нашумевший "В поисках Шугармена"). Данная лента однозначно второй случай!

Here_We_Move_Here_We_Groove


Босниец Роберт Шоко бежал от югославской войны в Берлин, который предстает в фильме эдакой Меккой для творческих людей, а заодно и Новым Вавилоном. Смешение языков и культур, происходит как в рамках одного города, так и в рамках одной песни, которую по кусочкам составляет главный герой. Вот он находит соплеменника, с заводными куплетами про алкоголь. Добавляет к нему арабскую девицу с чудесным голосом. Поверх молодой сириец записывает на родном языке молитвоподобную песнь-плач... У каждого музыканта за спиной брошенная родина, непростая история адаптации на новом месте. Боль и свобода намертво связаны в этих людях, это видно в их глазах, слышно в их музыке.

Картина цепляет за живое, так как все мы в какой-то период ищем "страну обетованную". И даже если кто из нас всю жизнь просидел на одном месте, всё равно все мы беженцы - как минимум, из детства. Которое в какой-то момент закончилось и мы, подобно Адаму и Еве, оказались изгнанными в новый, куда более сложный и жесткий мир. И в нём уже крутись как можешь. Повезло, если есть микрофон и музыкальный талант. Не пропадешь. Но и водительские права не помешают. Мало ли как сложится... Главное - будь уверен в себе!



Саундтрек можно послушать

Collapse )


#mmif #mmif2021 #ммкф #ммкф2021 #прокино
bw

ММКФ-2021. ЭРОТИЧЕСКИЙ ДРАЙВ И СЛУЧАЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

"ЭРОТИЧЕСКИЙ ДРАЙВ" - сборник из трех новелл на пикантные темы, прекрасно бы вписался в некогда популярную программу ММКФ "Секс, еда, культура, смерть", ныне почившую в бозе. Но и в программе "Эйфория", традиционно конкурирующей с другой главной внеконкурсной программой "8 1/2 фильмов", она смотрится шикарно. Тем более, "Эйфория" этого года посвящена изоляции. Не только физической, но и психологической. Запертости внутри себя, в рамках из жестких ограничений и запретов. Такая вот жестокая внутренняя самоизоляция приводит героев японской картины к нарушению здоровой жизни - кого к импотенции, кого к паническим атакам. Но сталкиваясь со странным, и практическим сказочным персонажем, Куритой, каждый из них вновь обретает возможность стать собой подлинным.


Легкая, веселая, но более чем актуальная картина - маленький киноманский праздник.

* * *

Кстати, шедшая в то же время японская же картина "СЛУЧАЙНОСТЬ И ДОГАДКА" из программы "8 1/2 фильмов" также состояла из трех частей с примерно похожей тематикой, но с большим уклоном не в эмоциональную, а интеллектуальную сферу.

О любви снято уже столько фильмов, что казалось бы все сюжеты уже найдены и сняты по тысяче раз. Но нет! Режиссёр Рюскэ Хамагути легко находит новые истории. Сразу три, скрепленных общей идеей вторжения случайности в нашу жизнь.


Снятая в нежных тонах картина демонстрирует такие же, полные бережности и такта (иногда не сразу) отношения между героями, прорываясь сквозь личную закрытость японской культуры на очень близкую, практически интимную дистанцию. За сухими и иногда непривычно интеллектуальными разговорами угадываются простые и понятные каждому чувства.

Светлая и несколько печальная картина, в лучших традициях японского искусства.



#mmif #mmif2021 #ммкф #ммкф2021 #прокино
ted

"万引き家族 мамбики кадзоку"_Хирокадзу Корээдо

«Магазинные воришки» (яп. 万引き家族 мамбики кадзоку)
Хирокадзу Корээдо

Лишенцы...кто лишён...чего лишён...Лишён или лишен(лишний).
Люди живут в большом городе; маленькие, средние, старые...
Вот собрались они в одном доме в большом городе...
Они семья и не семья, они связанны и не связаны друг с другом, они выбрали и не выбрали друг друга...

Мужчина лишён: он не способен работать, не способен иметь детей, не способен иметь семью.
У него есть воровство, юмор, любовь, мягкость, смирение.

Женщина лишена: детей, мужа (за мужем), женщины
У нее есть: умение приспособиься, мужчина, юмор, твердость, тепло, смирение.

Старая женщина лишена: детей, внуков, молодости, сил
У нее есть дом, опыт, смирение.

Дети лишены: родителей, дома, детства, друзей, будущего
У них есть: этот мужчина, эта женщина и эта старая женщина, смирение.

Смирение-это их согласие...согласие принять что будет и может быть, вследствие этого, полное согласие между ними.
Какой контраст со словом счастье (ощерившееся, нападающее)-согласие (округлое, текучее)

В своем смирении=согласии они целы, не лишены и не лишни...

Яйцо разбилось, но разбили его не только давлением снаружи, давили и изнутри. Такое разбивается потерей доверия и для этого достаточно очень малого ("мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось...").
Доверие разбилось-разбилось смирение-разбилось согласие....осталось лишение.
Все стали сново лишёнными и лишними...

стали, как все...

Смотрите друзья этот фильм и все фильмы этого настоящего художника.
Художника, рядом с нами живущего (многие лета ему) который видит...

доверие как поток; смерть как жизнь; жизнь как доверие; взрослых как детей; детей как радость; радость как человеческое; человеческое как стихийное; стихийное как завершающееся...
bw

УНЕСЕННЫЕ ТРОПИЧЕСКИМ ВЕТРОМ

"МА РОЗА", картина председателя жюри ММКФ-2021 филиппинца Брийянте Мендосы, на первый взгляд кажется типичной криминальной драмой, чем-то отдаленно напоминающей "Паразитов" или "Магазинных воришек". В кадре - жизнь бедной, но очень дружной манильской семьи, содержащей маленькую лавочку и приторговывающей наркотиками, дабы сводить концы с концами. Когда родителей, по наводке, забирают в особый полицейский отдел, - по сути, такую же подпольную лавочку по вымоганию денег, - детям ничего не остаётся, кроме как найти в кратчайшие сроки сумму для выкупа. Камера, в документальной манере следуя за каждым из героев фильма, проходя одни и те же коридоры и переулки по нескольку раз, показывает блеск и нищету филиппинской столицы.


Потрясает финал. Небольшой актерский этюд с поеданием уличного джанкфуда в исполнении Жаклин Хосе, передаёт такую неимоверную гамму чувств, что мысленно возвращаешься к нему ещё и ещё, в попытках разгадать каждую эмоцию, каждую мысль на лице Розы. Похожие переживания были в финале "Унесенных ветром" - та же буря чувств и внутренний порыв в исполнении Вивьен Ли. Но характер Мамы Розы, выточен, на мой взгляд, тоньше и объемнее.

Номинация на Пальмовую ветвь и приз Каннского кинофестиваля-2016 за лучшую женскую роль.



#mmif #mmif2021 #ммкф #ммкф2021 #прокино