Oho

Кинематограф Чехословакии: высшая точка новой волны, часть первая

К 1966 году в Чехословакии сложилось многое. Культура, как мы знаем, лишь часть политики, поэтому и расцвет культуры объясняется прежде всего политическим бэкграундом. Иначе просто не бывает. Прошу прощения за вынужденное отступление в сторону, но своим взлётом чехословацкая «новая волна» обязана прежде всего дезориентации чешских «товарищей», случившейся после снятия со своего поста дорогого Никиты Сергеевича. В ЧССР Хрущева воспринимали абсолютно адекватно, как наследника и лучшего ученика Иосифа Сталина, никаких либеральных иллюзий на его счёт не питали, и потому внезапное падение Хрущёва было встречено растерянностью. Вероятно, «днепропетровская братва» не сочла нужным пояснить чехам свою позицию, так что разглагольствования Брежнева и Косыгина насчёт «борьбы с волюнтаризмом» чехи восприняли вполне серьёзно. И дали отмашку вполне несоветским художникам.

..a páty jezdec je Strach 2 poster

А художники воспользовались случаем. В фотографии взошла звезда Яна Саудека, до сих пор остающегося одним из самых ярких радикалов визуального повествовательного дискурса, в литературу ворвались тексты Богумила Грабала и Милана Кундеры, в кинематографе режиссёры и сценаристы принялись делать совершенно свободное кино.
Collapse )
promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
Simon

Послесловие Хуциева

Был в Советском Союзе хороший кинорежиссёр, Марлен Хуциев. Происходил он, как почти все шестидесятники, из элитной семьи партийных номеклатурщиков, репрессированных во второй половине 30-х годов, в позднесталинское время учился во ВГИКе у самого Савченко (как Алов и Наумов), в период «оттепели» сделал эталонный оттепельный фильм «Весна на Заречной улице» и ещё одно очень сложное, зашифрованное кино, "Два Федора".

dogd 03 posle poster
Collapse )
Oho

Кинематограф Чехословакии: прилив новой волны

Четких рамок у чехословацкой «новой волны» нет. Она началась немного раньше, чем это заметили наблюдатели, и продолжилась тогда, когда её похоронили и произнесли на могиле все подобающие случаю речи.

Až přijde kocour 04 Kazdy_den_odvahu 01
Collapse )
Toto_sad

Чешские фильмы глазами советских киноклубов

poster 04 adela 03 poster 06

В далёкие, почти баснословные, тёплые, ламповые времена советских киноклубов самой интересной кинематографией социалистического соцлагеря считалось польское кино. Польской кинематографии посвящались интересные монографии и киноведческие сборники со множеством картинок и даже фильмографиями, в прокате были неординарные польские фильмы, в общем, у любителя кино при слове «Польша» сразу возникал четкий ассоциативный ряд. Польское кино – это интересно!
Collapse )
Oho

Кинематограф Чехословакии: до новой волны

Кинематограф довоенной Чехословакии также неинтересен, как и прочие национальные кинематографии Восточной Европы. Польша, Венгрия, Румыния, Чехословакия создавали не более чем провинциальные версии немецкого кино - грандиозного киноконцерна UFA, господствовавшего в Европе и успешно конкурировавшего с Голливудом.

erotikon 1 Erotikon 2
Collapse )
Groucho_smiles

Растрёпанный воробей

vor 02 vor 11 vor 03

Мультфильм Аллы Грачёвой «Растрёпанный воробей» по сказке Константина Паустовского «Взъерошенный воробей», как в осколке голограммы, концентрирует в себе почти всю советскую культуру – за исключением той части, которая полностью отмерла в 1956 году. Сама сказка, послужившая исходной точкой для фильма, написана до 1956 года, однако Паустовский, будучи не в восторге от нормативной культуры позднего сталинизма, развлекался стилизациями и в случае «Взъерошенного воробья» постарался ограничиться лишь «гуманными» деталями сталинского стиля – и это позволило его пастишам достаточно безболезненно перетечь в новую эпоху.
Collapse )
Oho

Голубой портрет, 1976

В советском кинематографе очень большое место занимали фильмы для детей. Я считаю, это было очень правильно. Хорошо организованное общество просто обязано воспитывать юных граждан образами и поведенческими клише. Какие фильмы смотрят дети – такими они и станут лет пятнадцать спустя, когда вырастут и забудут о просмотренных фильмах. Это импритинг, постгипнотическое внушение, зомбирование и так далее. Короче, очень важная часть культуры.

Другое дело, что советские фильмы для детей в массе своей были вредны, не полезны в смысле воспитания подрастающего поколения. Впрочем, дело тут было не в злонамеренности советских кинодеятелей, а в элементарной глупости.

А ещё в советском кино были фильмы о детях, но не для детей.

goluboj-portret 01 goluboj-portret 02
Collapse )
Alex_P

Из поколения

Вчера умер Анджей Вайда, великий поэт. В некрологах, которые мне попадались на глаза, написано: «классик польского кино». Да ну вас к черту! Какой он «классик»? Классик – это общепринятое, ясное, академически откомментированное, не вызывающее споров и раздражения. А Вайда? Его фильмы злят огромное количество людей, их стараются не показывать без крайней нужды. Самого Вайду хвалят (и будут хвалить ещё долго, постепенно стараясь забыть и задвинуть в угол шкафа) «за достижения в киноискусстве», но по каждому конкретному фильму морщатся, как укусив лимон.

Ладно, его ранние фильмы приняты и признаны, потому что их приняли и признали во всём мире, назвав «одной из вершин мирового кинематографа», но более поздние... они раздражают.

generation-wajda wajda andrzej 00 wajda 02

Нашим современникам, особенно полякам и русским, очень хотелось бы, чтобы Вайда умер не сейчас, а лет двадцать назад. Но упрямый художник отказывался уходить и продолжал снимать своё кино.
Collapse )
It's_great!

Взгляд из тени - 2

Режиссёры не столь изысканные, как Вернер Херцог, пробовали осовременить живых мертвецов, превращая их в «учителей логики и танцевания» (The Hunger,Тони Скотт), в гомосексуально ориентированных рокеров (The Lost Boys, Джоэль Шумахер), в панков-людоедов (Near Dark, Кэтрин Бигелоу), в скучных обывателей самого обычного американского (а как же иначе!) городка (Sundown, Энтони Хикокс) и, наконец, в аспирантов философского факультета (Addiction, Абель Феррара). Заодно придумываются разнообразные квазирациональные объяснения «феномену вампиризма»: болезнь крови, вирус, мутация и так далее, впллоть до параллельной эволюции людей и вампиров из разных биологических бранчей.

warhols_dracula_1 lost bo bram-st
Collapse )
Oho

Взгляд из тени - 1

Мне приснился Носферату, граф Орлок из старого фильма Фридриха Вильгельма Мурнау. Он стоял в своём дурацком сюртуке в углу комнаты, у шкафа, и молча смотрел на меня медным взглядом. От невыносимого ужаса я начал смеяться и проснулся от звуков собственного смеха. Убедившись, что граф не пожелал покинуть границы сновидения, я успокоился и задумался об эволюции вампирических мотивов в истории кино.

NosferatuShadow nosferatu nosfer01
Collapse )