В "Экзистенции" (так называется ролевая компьютерная игра) — то же самое. Актриса Дженнифер Джейсон Ли играет образ программистки Аллегры, в которую перевоплощается некая никому не известная женщина (все люди-образы фильма представляют собой бесконечную систему зеркал, и абсолютно невозможно обнаружить подлинную сущность, — она растворяется в бесконечности отражений), а Джуд Лоу играет образ охранника Теда, в которого перевоплощается некий никому неизвестный игрок-мужчина. Одна из главных задач, поставленных перед игровыми персонажами, заключается в том, чтобы найти смысл игры. Впрочем, смысл тут лежит, казалось бы, на поверхности: живи сам и дай умереть другим. Впоследствии этот смысл начинает ускользать, и на его место выходит вопрос философского толка: "Где, черт подери, реальность? И как избавиться от проклятого прилагательного "виртуальная"?" То есть, герои озадачиваются тем же вопросом, каким озадачивался на протяжении всего романа герой "Стигматов Палмера Элдрича", или, например, Рик Декард из "Бегущего по лезвию", снятого тоже по роману Филиппа Дика "Мечтают ли андроиды об электроовцах?" Правда, у Декарда вопрос стоял так: "Кто я?" Но если не знать, "кто я", то о подлинности окружающей тебя реальности можно даже и не задумываться, ибо ответа не будет. Единственное, что ты можешь сделать по-настоящему — умереть. Сценарий фильма "Эзистенция" достаточно невнятен, поэтому нашим героям впору озадачиваться не только вопросом "Где мы?", но и "Кто мы?". Но они этого не делают, и у меня, например, возникло ощущение, что громождение Кроненбергом виртуальных реальностей одну на другую выглядит попросту нелепо — стандартный киношный трюк, когда жертвуют достоверностью ради нагнетания интриги. Непонятно, почему тестеры игры, прекрасно знавшие, с кем играют и против кого, ведут себя в игровом пространстве так, будто бы друг друга не узнают. А ведь в игровом пространстве их внешний вид никак не меняется, да и память, самосознание остаются на месте! Еще сильнее удивляет то, что некоторым из участников игры приходится исполнять роль ботов — они даже тормозят как боты, повторяя одно и то же движение, — если им задать неправильный вопрос. Но трудно упрекать Кроненберга в недостатке мастерства или халявстве. Стоит поискать объяснение. И объяснение может быть только одно: игра продолжается. Вот только человек-игрок (сыгранный одним из актеров второго, если не третьего плана) умер где-то посреди фильма, ушел из компьютерной жизни, и то, что происходит в игре, происходит уже без него. Боты (в том числе Аллегра и Тед, которые были ботами изначально) сношают друг другу мозги, а мы, зрители, таращимся в телевизор, пытаясь постичь смысл там, где смысла нет и быть не может.
Экзистенция / eXistanZ (1999)
В "Экзистенции" (так называется ролевая компьютерная игра) — то же самое. Актриса Дженнифер Джейсон Ли играет образ программистки Аллегры, в которую перевоплощается некая никому не известная женщина (все люди-образы фильма представляют собой бесконечную систему зеркал, и абсолютно невозможно обнаружить подлинную сущность, — она растворяется в бесконечности отражений), а Джуд Лоу играет образ охранника Теда, в которого перевоплощается некий никому неизвестный игрок-мужчина. Одна из главных задач, поставленных перед игровыми персонажами, заключается в том, чтобы найти смысл игры. Впрочем, смысл тут лежит, казалось бы, на поверхности: живи сам и дай умереть другим. Впоследствии этот смысл начинает ускользать, и на его место выходит вопрос философского толка: "Где, черт подери, реальность? И как избавиться от проклятого прилагательного "виртуальная"?" То есть, герои озадачиваются тем же вопросом, каким озадачивался на протяжении всего романа герой "Стигматов Палмера Элдрича", или, например, Рик Декард из "Бегущего по лезвию", снятого тоже по роману Филиппа Дика "Мечтают ли андроиды об электроовцах?" Правда, у Декарда вопрос стоял так: "Кто я?" Но если не знать, "кто я", то о подлинности окружающей тебя реальности можно даже и не задумываться, ибо ответа не будет. Единственное, что ты можешь сделать по-настоящему — умереть. Сценарий фильма "Эзистенция" достаточно невнятен, поэтому нашим героям впору озадачиваться не только вопросом "Где мы?", но и "Кто мы?". Но они этого не делают, и у меня, например, возникло ощущение, что громождение Кроненбергом виртуальных реальностей одну на другую выглядит попросту нелепо — стандартный киношный трюк, когда жертвуют достоверностью ради нагнетания интриги. Непонятно, почему тестеры игры, прекрасно знавшие, с кем играют и против кого, ведут себя в игровом пространстве так, будто бы друг друга не узнают. А ведь в игровом пространстве их внешний вид никак не меняется, да и память, самосознание остаются на месте! Еще сильнее удивляет то, что некоторым из участников игры приходится исполнять роль ботов — они даже тормозят как боты, повторяя одно и то же движение, — если им задать неправильный вопрос. Но трудно упрекать Кроненберга в недостатке мастерства или халявстве. Стоит поискать объяснение. И объяснение может быть только одно: игра продолжается. Вот только человек-игрок (сыгранный одним из актеров второго, если не третьего плана) умер где-то посреди фильма, ушел из компьютерной жизни, и то, что происходит в игре, происходит уже без него. Боты (в том числе Аллегра и Тед, которые были ботами изначально) сношают друг другу мозги, а мы, зрители, таращимся в телевизор, пытаясь постичь смысл там, где смысла нет и быть не может.
-
"Трюкач" в главной роли
Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая, кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…
-
Неожиданные актеры фильма "Перл-Харбор"
Здравствуйте уважаемые. Тут намедни в посте об первых американских героях WWII (вот тут: https://id77.livejournal.com/3635182.html) я вспомнил фильм…
-
"Не чужие" - социальная драма Веры Глаголевой настоящий фильм ужасов земного бытия.
. Последний фильм Веры Глаголевой, вышедший в прокат в 2018 году назывался «Глиняная яма». Так же как последний фильм Балабанова – «Я тоже хочу» –…
-
"Трюкач" в главной роли
Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая, кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…
-
Неожиданные актеры фильма "Перл-Харбор"
Здравствуйте уважаемые. Тут намедни в посте об первых американских героях WWII (вот тут: https://id77.livejournal.com/3635182.html) я вспомнил фильм…
-
"Не чужие" - социальная драма Веры Глаголевой настоящий фильм ужасов земного бытия.
. Последний фильм Веры Глаголевой, вышедший в прокат в 2018 году назывался «Глиняная яма». Так же как последний фильм Балабанова – «Я тоже хочу» –…
Community Info