Glint (glint_way) wrote in drugoe_kino,
Glint
glint_way
drugoe_kino

Categories:

Андерсен. Жизнь без любви

Производство: Киностудия «Луч», кинокомпания «Гулливер» (Россия)
Страна: Россия
Год: 2006
Режиссер фильма: Эльдар Рязанов
Актеры: С.Рядинский, С.Мигицко, И.Харатьян, А.Бабенко, Е. Крюкова, О.Табаков, В. Гаркалин, О. Мысина, Г. Тюнина и др.
Официальный сайт фильма

Это неправда, что Эльдар Рязанов «исписался».
Я помню, я сама это говорила, после «Карнавальной ночи-2.»
После фильма «Андерсен. Жизнь без любви» я беру свои слова назад.
Гениальный режиссер снял фильм о гениальном сказочнике, вложив в его образ столько личного, своего, рязановского, глубоко выношенного, что получился в итоге некий обобщенный образ Творца и его Тени, сказочного Зазеркалья и грустной его изнанки, в которой Сказочник предстает вовсе не добреньким гномом, любимцем веселых белокурых детишек и их старых нянек…
Три ипостаси Андерсена – маленький Ганс-Христиан (Ваня Харатьян), угловатый подросток (Станислав Рядинский) и немолодой Писатель (Сергей Мигицко) сыграны жестко и в то же время с пронзительной, щемящей грустью, без намека на сказочно-сиропный флер. Дедушка будущего писателя и вправду страдал тяжелым психическим расстройством, и уже в самом начале фильма, когда маленький Ганс-Христиан с бабушкой приходят в «смирительный дом», снятый по-босховски детально, становится ясно, что такой опыт не забудется никогда. «Бог» с нимбом на голове (В. Тихонов) встретился мальчику именно там, среди сумасшедших: весьма своеобразный Бог людей, для которых реальность давно скрылась за темной гранью безумия.
Для Рязанова, как для человека неверующего, вполне оправдан именно такой образ «безумного Бога», которого никто, кроме маленького Ганса-Христиана, не видит, но все ему молятся, грустно затянув нескончаемую песню-молитву.
Андерсен-подросток обладает дивным голосом, сочиняет сказки-пьесы в духе шекспировских трагедий и играет в кукольный театр, нежно храня подаренные отцом куклы и рисунки. Вечно голодный, замерзший, никому не нужный и полубольной подросток приезжает в Копенгаген, делая отчаянные попытки доказать свою гениальность датским аристократам. Стойкий оловянный солдатик становится его духовным талисманом и оракулом – это он будет и гадким утенком, и одноногим солдатом, вечно ущербным и печальным героем собственных сказок, который так и не суждено было дождаться счастливого конца.
Романтическая любовь, не растраченная на женщин, навсегда поселилась в его сказках и романах. Принцессы, увы, так и не догадались, что перед ними вовсе не гадкий утенок, а прекрасный лебедь…
Капризный и эгоистичный Андерсен не интересовался добрыми «феями» вроде Генриэтты Вульф (Алена Бабенко). Раз он – лучший сказочник во всем датском королевстве, «Король Сказок», то и дама его сердца должна быть как минимум прекрасной принцессой! Йени Линд, красавица-певица, привыкшая повелевать мужчинами и кружить им головы (Е. Крюкова), привычно включила «сказочника» в статистику своих поклонников.
Ему нужна была любовь. Ей – еще одна поверженная мужская душа: плюс одна знаменитость, готовая на все ради нее.
Об этом – еще одна песня в фильме, делающая его местами похожим на мюзикл: опереточная дива, распевающая вульгарные куплеты и с поистине спортивной ловкостью хватающая все летящие на сцену розы. Партер аплодирует стоя, ложи неистовствуют, а Сказочник падает к ее ногам под ревнивые взгляды Генриэтты.
Он вручает ей свое сердце и открывает страшную тайну: у него никогда не было связей с женщинами. Он – невинен, как дитя, (но втайне порочен, как созданная его же воображением «Тень».)
Отвергнутый и оскорбленный ее предложением «остаться друзьями», он «назло ей» сочиняет сказку про принцессу и свинопаса, где королевская дочка, как последняя шлюха, отдается чумазому скотнику за «цацки», за что король навсегда изгоняет ее из своего королевства.
Ему кажется, что он «отомстил».
Она, разумеется, об этом не подозревает. Йени Линд, его Снежная королева, далекая и тщеславная, продолжает тайно и явно похищать невинные души, не даря им и намека на тепло…
Рязанов не щадит Андерсена-человека - его образ предельно насыщен противоречиями. Он всю жизнь стыдился своего низкого происхождения. Его сестра Карен, вынужденная заниматься проституцией, умирает от сифилиса в крайней нищете. Его мать пила и под конец жизни помутилась рассудком, а он не приехал на ее похороны… Он был прижимистым скрягой, не изживший детской привычки прятать деньги подальше от всех. Его подозрительность не знала меры: он никому не доверял, считая, что его могут похоронить живым… Он был мстителен и крайне обидчив: слишком много унижений выпало в юношеские годы на его долю.
Его амбиции не знали границ: в Оденсе должны были зажигать иллюминацию в его честь! Его длинная и темная, порочная и изломанная «Тень» порой отказывалась «знать свое место», заслоняя его писательский гений.
И все же – эта гениальная жизнь прошла без любви. Любовь осталась по ту сторону волшебного зеркала, где простой солдат становится принцем, гадкий утенок – прекрасным лебедем, а мальчика Кая спасает самоотверженная любовь доброй Герды.
Эх...Каи, Каи, гордые и самолюбивые...что же вы нас не замечаете, когда мы вас так любим...а потом плачете, что жизнь прошла без любви, так ничего и не поняв, и не заметив даже ее скромного присутствия на краешке вашей жизни...
Преданность и любовь своей «Герды», Генриэтты Вульф, он попросту не заметил. Ему нужны были призрачные снежные королевы, а не земные женщины. Ходят упорные слухи, что бурные и «напоказ выставляемые» увлечения светскими красавицами призваны были скрывать его гомосексуальность…
Он навсегда остался насмерть перепуганным невинным подростком, с которого жирные тетки на рыночной площади под общий гогот пытались содрать штаны, чтобы посмотреть, «есть ли у него писька». Плачущим отроком, которого пожалела даже последняя бордельная шлюха, с грустью и затаенной нежностью посоветовавшая ему «идти домой, к маме», а не бегать по бабам….
С придуманными принцессами ему было легче: они легко соглашались на любовь простолюдинов и так же легко выходили за них замуж.
Только вот «калоши счастья» всегда успевал напялить кто-то другой. Впрочем, сюжет с «калошами», перенесшими Андерсена на 100 лет вперед, в оккупированный нацистами Копенгаген, мог быть на самом деле придуман добрым сказочником: в этом городе, как известно, не погиб ни один еврей, так как все его жители вслед за свои королем надели желтые шестиконечные звезды… В этой сказке, единственной, придуманной не им, Андерсен был датским королем, женатым на…Генриэтте. Добрым и мудрым королем, любимым и почитаемым своим народом.
Но и в сказках добрым принцам приходит конец… Умирающий писатель вновь встречается со своим «безумным» Богом, тем самым, некогда поцеловавшим его в макушку. «Дурак же ты, Ганс-Христиан», - добродушно смеется Бог. «Это я тебе как мужчина скажу… прожить свою жизнь без любви – это страшная глупость».
Стало быть, этот Бог…ошибся.
Может, и не было в его жизни физической любви. Была ее сублимация, ее вечная романтическая тень, прекрасная и нежная, озаряющая все его сказки волшебным сиянием.
Весь рязановский фильм этим сиянием проникнут.
Не верьте, что Гений исписался и стал бесплоден.
Это – неправда.
Не читайте ругательных рецензий, где Рязанова вместе с его Сказочником поливают помоями. От этих статей остается мерзкое ощущение того, что журналисты вообще не смотрели фильма, но заранее торопятся смешать его с дерьмом.
Это всего лишь «тени».
Мы-то знаем, где их место…
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments