В мировом кинематографе существует какая-то особая группа фильмов, которые хочется просто и бессуетно смотреть: их не нужно широко рекламировать, награждать специальными и псевдоспециальными призами, выискивать в них особые смыслы, такие глубокие, что для большей части зрителей, они остаются лишь фразами, навязанными критикой. Есть такие фильмы, к которым хочется возвращаться в разном возрасте. И «Небо над Берлином» (который мы посмотрели в прошлую субботу в АРТкино – www.artkinoclub.ru), я отношу как раз к таким лентам.
Этот фильм - панорама человеческой жизни, не только немецкой, человеческой вообще. Два ангела (в существовании ангелов Вендерс и в самом деле верит, читайте посвящение) Даммаель (Бруно Ганз) и Кассаель (Отто Зандер) спустились с небес в центр современного Берлина: никто из «близоруких» людей их не видит, поэтому они могут разгуливать спокойно, вмешиваться в происходящее, помогать несчастным, проникать всюду, и при этом сохранять веру в превосходство и доброту человека (и это в центре Берлина незадолго до падения Стены! Нужно действительно быть ангелом, чтобы в это верить). Самая главная их мечта – стать человеком, обрести плоть и все особенности людского существования.
Кассаель познал противоречивую и влекущую природу шнапса (смотрите «Небо над Берлином-2» или «Так далеко, так близко»). Но ангелам никогда не стать людьми по-настоящему, они могут им только уподобиться, принять соответствующую оболочку, потому что бремя грехов человеческих для ангела непереносимо (не случайно добродушный владелец пиццерии Даммаель так мало похож на остальных людей, а Карла Энгеля убьют во второй части, и он снова станет ангелом Кассаелем).
Community Info