miky_m (miky_m) wrote in drugoe_kino,
miky_m
miky_m
drugoe_kino

Category:

Конец "другого" кино?

В 21 веке кино - "важнейшее из искусств" - теряет свое предназначение. Кризис мирового киноискусства наметился еще в 90-х годах и вот уже второе десятилетие кино благополучно конверитируется в " новое искусство монтажа для монтажа", мультимедий, экспериментаторства в интернете, предназначенного в лучшем случае для показа на кинофестивале, который по сути уже давно не объективная оценка творчества, но хорошо запущенный пиар, формат DVD ценится более широкоформатной пленки. Новые киноидеи в лучшем случае удостаиваются скупых похвал кинокритиков специализированных журналов и благополучно оседают, пылясь,  в видеотеках или "ретро-показах" в маленьких кинотеатрах на задворках культуры Нью-Йорка, Парижа или Москвы.

Вы скажите - а где примеры? Их много.

Ингмар Бергман с 1983 года обитает вне большого кино, мотивируя это тем, что все интересное для него уже снято, уже произошло. "Сарабанда", поставленная через 20 лет после этого мэтром, - явилась радостным исключением .

Где сегодня фон Триер - один из флагманов европейского современного кино ? 
Творит в Дании, отказавшись даже от каннских фестивалей. 

Чем занимается сегодня Дэвид Линч?
Экспериментальные короткометражки в интернете, коими он увлекся на заре нового тысячелетия, наглядно показывают круг его отношение к современному кинематографу.

Чем занят сегодня Вим Вендерс? Кажется, после "Неба над Берлином" так и не взлетевший над собственным шедевром после странствий по странам мира.

А что с одним из самых интеллектуальных режиссеров севременности (80-90-е годы) британцем  Питером Гринуэем?
Живет в Голландии, продолжая снимать, как он говорит, для себя, и провоглашая конец кинематографа с изобретением пульта ТВ. С тех пор массовый зритель покинул кинематограф, бывший ранее массовым социальным явлением. Кинотеатры заполняются на показах "Мэтрикса" и "Звездных войн" в их бесконечных вариациях, а Оскары получают адаптированные зрелищностью толкиеновские фильмы.
С ним трудно не согласиться.

В России кризис качественного кино только подтверждает общую картину. 
Где сегодня А. Сокуров, отвергнутый не только русским зрителем, но и кинокритиками Канна? Снимает новую картину о любви, в Чечне. Ее "успех" предсказуем заранее.

Что с А. Германом, наверное, лучшим режиссером современного русского кино? Очевидно, последним адептом черно-белого кино на широком экране. Его гениальный фильм "Хрусталев, машину!" был отвергнут не только русским массовым зрителем и большинством кинокритиков, но и каннским жюри.  С тех пор Герман вот уже шесть лет снимает "Трудно быть богом", никуда не торопясь и не рассчитывая, очевидно, на признание. 
Неудивительно, что Россия последние 15 лет тоскует по Тарковскому, перебирая даже его студенческие фильмы в качестве "кинонаследия классика". Кстати, и Тарковский, справедливо оцененный во всем киномире при жизни, не случайно покинул в свое время СССР. Как и Отар Иоселиани. Но кто пришел после них?

Да, в Европе остался Альмодовар, хотя уже "не тот". Был Кустурица. Возможно, еще творчески будет. Но тенденция очевидна.

Правда, то что столь печально в Европе, России, США, - стране победившего с конца 70-х Голливуда Спилбергов и подхвативших эстафету Вачковских - все еще творчески востребовано на задворках "культурного мира". 

Да, есть Ким Ки Док и Такеши Китано. 
Молодые режиссеры Ирана удостаиваются премии в Каннах, из рук еще одного мэтра европейского кино последней четверти XX века Отара Иоселиани. Последний до сих пор творит, однако также не питает иллюзий киновозрождения. 
Есть и другие режиссеры, - за пределами киноимперий - талантливые, не отчаявшиеся, продолжающие эстафету. 
Но общая тенденция ясна. Гении покидают большое кино и не случайно игнорируют кинофестивали - бренды, предвешая конец "широкого экрана" и признавая, что "их зритель" слишком немногочиленен даже для широких фестивальных показов. 
Да, так было всегда. Интеллектуальное, "высокое" и эскпериментальное кино - "не для всех". Но раньше все же они с нами были. В времена расцвета  Феллини - массово, как важнейшее из искусств. Затем, разумеется, больше в стиле голливудских адаптаций. 
Как стихи или музыка "не для всех", как и любое проявление "высокого искусства".

Само же широкоформатное кино вытесняется в сознании массового потребителя кнопкой на пульте ТВ с многочисленными сериалами, DVD с экраном в пол-стены в салоне квартиры и уютным экраном компьютера и всех его ответвлений - включая "фильмы для мобильника" и карманного ПК.

Возможно, гении кино это поняли раньше других?
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 168 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →