Однажды, возвращаясь с работы, Ален (Лорен Люка) увидит, как сосед ударит своего сына. Неприятно, конечно, но жить можно. Вечером в гости к Алену и его очаровательной супруге Бенедикт (Шарлотта Генсбур) приедут босс (Андре Дюссолье) с женой (Шарлотта Рэмплинг), и последняя закатит ужасно неприличный скандал. Ужин испорчен, но утро вечера мудренее. Правда, прежде, чем взойдёт солнце, Ален, пытаясь починить на кухне засорившийся водосток, обнаружит в трубе невесть откуда взявшегося хомяка. После этого герои фильма начнут постепенно сходить с ума: жена начальника явится к Алену в дом и пустит себе пулю в лоб, её дух вселится в Бенедикт, а кухню молодых супругов оккупируют сотни грызунов.
Этот фильм – форменное издевательство. Объектом для злой насмешки Доминик Молл, следуя тропой, проторённой Бунюэлем и Блие, избрал обаятельную буржуазию. Ален и Бенедикт - образцовая семья, живущая в тихом комфортабельном пригороде, девственно наивная в своей уверенности, что всё на свете можно контролировать, всё необъяснимое объяснить, а все неприятное предвидеть. У себя на работе Ален с гордостью демонстрирует последнее изобретение – крохотный вертолётик с вмонтированной веб-камерой. Это устройство способно решать домашние проблемы в ваше отсутствие – разве не прекрасно?
Но, как говорится, хочешь насмешить Бога, поделись с Ним своими планами. В ответ Он улыбнётся тебе зловещей усмешкой Шарлотты Рэмплинг, которая являет собой в фильме истинное воплощение иррационального ужаса. Одним своим взглядом из-под тяжёлых век, одним вымученным движением губ Рэмплинг навсегда лишит тебя покоя и разрушит до основания твой круглый, любовно сконструированный мирок.
Однако, лемминг. По ходу фильма выясняется, что сей грызун живёт в скандинавской тундре. Когда этих хомяков становится слишком много, они начинают мигрировать. И если на их пути возникает водная преграда – река или озеро, лемминги бесстрашно бросаются в воду, где неминуемо гибнут в больших количествах. Но это вовсе не акт массового суицида, как могли бы подумать особо впечатлительные персонажи. Грызуны всего-навсего не в силах преодолеть большие водные пространства и погибают от изнурения.
Героиня Рэмплинг и есть такой смертельно уставший лемминг.
Молл, без ущерба для самоидентификации, с наслаждением цитирует Хичкока, Кубрика, Линча и Кроненберга. Список можно продолжить. Кроме того, сюжет позволяет любые интерпретации, что в сочетании со слегка извращёнными диалогами, чёрным юмором и капелькой вуайеризма делает «Лемминг» пиршеством постмодернизма.
Самое сильное впечатление - финал, когда все, кто должен был умереть, умерли, и хомяк тоже сдох, и, казалось бы, можно, наконец, вздохнуть спокойно. И взгляд безмятежно скользит по идиллически свежевымытому газону, по кустам живой изгороди, мимо толстого соседского мальчика, который беспечно гоняет мяч во дворе напротив. И вроде мир и покой снова вернулись на землю, но только вот лёгкий холодок почему-то вдруг пробегает по позвоночнику – и изумрудная травка, и тихая улочка уютного буржуазного пригорода кажутся лишь хрупкими декорациями, готовыми вот-вот рухнуть, обнажив нечто воистину ужасное. И я вдруг понимаю: пока этот румяный подонок будет долбить мячом об эту чёртову ограду – покоя не будет.
P.S. Во время съемок фильма погибло несколько леммингов.
/на картинки, при желании, можно кликать/
Community Info