Однажды вышло так, что я посмотрел подряд последние новинки гениальных стариканов:
Бергман «Сарабанда», Кубрик «С широко закрытыми глазами», Бертолуччи и «Отбивные» нежно любимого мною Бертрана Блие. Ведь в самом деле, интересная статистика – что важно для стариков в этой жизни? Когда все пластинки сыграны, все женщины отлюблены, и одна нога в тазике с горчицей, а другая и вовсе в могиле. Когда любой фильм может стать надгробной плитой. Ответственность, согласитесь.
Итак, Бергман снял мрачный и несколько истеричный фильм про девушку, которая в маленькой деревне носится между несколькими стариками и вынуждена слушать их плесневелые догмы. Кубрик затеялся выяснять эротические сны и явь остервенелой четы Крузов. Бертолуччи просто восторженно наблюдает за молодыми красивыми телами тонущими в неоднозначном любовном треугольнике. И в каждом фильме более менее красной нитью проходит госпожа Эротика. И это кажется и трогательным и смешным и немножко противным. Как, скажем, Сальвадор Иванович Дали, который на закате лет любил наблюдать за вакханалиями нанятых подростков.
Простите мне, возможно, не слишком уважительное отношение к мэтрам – фильмы отличные и занимают почетное место на моих полках. Просто мне хотелось бы как-то особо представить изумительное, нежное, трогательное и умопомрачительное кино «Отбивные» кудесника Бертрана. Вообще, каждый уважающий себя киноман просто обязан иметь все фильмы Блие. Потому что Блие – это эпоха. Это стиль. Это гений. И то, что по непонятным причинам он находится в тени, это возможно, беда (счастье) его юмора. Для режиссера нет ничего святого и одновременно только он умеет так тонко, так восхитительно наделять какой-то особой, наивной святостью своих персонажей. И «Отбивные» не исключение.
Старик снимает фильм про стариков. Стариков мерзких, стариков сластолюбцев, стариков хулиганов и стариков, которые совершенно не способны смириться с их возрастом, отдышкой и геморроем. Один победнее, другой побогаче. Один помоложе, другой постарее. Один демократ, другой республиканец. Объединяет дедков то, что оба до жути, до кончиков морщинистых пальцев и маразма влюблены в своих смуглых усталых домработниц (по ходу фильма выясняется, что обе домработницы одно и тоже лицо). И они вдвоем, сначала борясь, потом подбадривая друг друга рассказывают истории своих поздних любовей, забираясь внутрь повествования друг к другу, мешая и путая сюжеты, перевирая суть, комкая реальность и словно на монтажном столе заново переклеивая кадры своих страстей. И за этим суетливым маразмом, тяжелым взглядом наблюдает гидропиритная старуха в черном – сама смерть. Она уже приходила за одним, она планирует прийти за другим и чего во сто крат страшнее, она уже направляется за их общей любимой женщиной. И старичье должно обмануть косую, запутать, споить и попросту отиметь старушенцию, чтобы спасти свою бедовую служанку, свои чувства и самих себя.
Все прекрасно в фильме. Потрясающая работа покойного Нуаре и Мишеля Буке. Восхитительная смуглая домработница - мимоходом отношение французов к эмигрантам. Отличный монтаж, бесподобные диалоги, необычные ходы и отпечатки гения в каждом кадре. И все больший уход к жанру спектакля, который еще более разовьется в следующим волшебном (но не настолько) фильме: «Сколько ты стоишь?»
Смотрите Блие, это истинный деликатес!
Community Info