outsider_s (outsider_s) wrote in drugoe_kino,
outsider_s
outsider_s
drugoe_kino

Мы в.месте

Время от времени мы делаем вещи, нам совершенно нехарактерные. Вот и про российское кино я не только никогда не писал, хотя смотрю его много и охотно, но и неоднократно открещивался от предложений сделать небольшой обзорчик. Сейчас видимо настал тот самый момент, когда количество увиденного переросло некий критический рубеж.
Точно такое же ощущение возникло года три назад, когда по фестивальным экранам прошла волна фильмов, которые на голливудский манер называют роад-муви – истории-путешествия. Волну ту просто невозможно было не заметить. Именно тогда появилось стойкое ощущение, переросшее в убежденность – слухи о смерти российского кино явно преувеличены. Оно живо в высшем понимании этого слова. Живо не потому что где-то на кинофабриках тратят километры пленки, «распиливают» деньги спонсоров, неудачно копируя голливудские блокбастеры. Оно живо, оно возродилось, потому что сумело поймать «главную тему», сумело сказать что-то для нас, сформулировать и произнести в слух что-то за нас, что-то важное нам именно сейчас.
Это были путешествия. Разные по жанру, совершенно непохожие по целевой аудитории – от эклектичной «Прогулки» Александра Учителя и обласканного многочисленными кинофестивалями «Возвращения» Андрея Звягинцева, до «истинно народного» первого «Бумера» Петра Буслова – но все же единые. В безумном беге от прошлой жизни.
Прошлое у каждого свое: близкое-далекое, страшное-скучное. Это может быть и сноб-жених, который не верит в тебя. И чтобы доказать свою состоятельность можно весь день, чтобы выиграть пари, гулять по Питеру, таская за собой двух только что встреченных парней. Которые, не подозревая о твоем злом умысле и своей жалкой роли, успеют влюбиться-подраться-помириться из-за тебя. И вечером, в конце «Прогулки», оказаться у разбитого корыта. А может быть, и смерть матери, заставившая бросить все и отправиться в далекий приморский город «Коктебель» (Бориса Хлебникова), к родной, но незнакомой тетке, которая там, кажется, живет. Или, поддавшись чужой воле, влекомые незнакомым мужчиной, назвавшимся вашим отцом, вы уезжаете-уплываете черт знает куда, чувствуя, что это «Возвращение» до добра не доведет. Или совсем запредельное бегство к смерти на черном безумном «Бумере».
Это не могло быть простым случайным совпадением. Это только в телевизоре копируют и подсиживают друг друга, запуская проекты-близнецы. Кинопроизводство сложнее и долговременнее. В кино снимать римейки и явные копии не принято. И коль скоро на экраны выходит целая череда фильмов, объединенных одной идеей – значит, эта идея витает в воздухе. Значит кино смогло уловить эту тягу к перемене, к переезду, к побегу в лучший мир. К побегу неудачному, приводящему лишь к разочарованию и смерти.
И вот три года спустя, лучшие образчики современного отечественного кинематографа продемонстрированы в нашем городе в рамках фестиваля «Новое кино России». И опять невозможно отделаться от чувства узнавания, от прикосновения к мифическому «всеобщему эго», к коллективному бессознательному. Опять единая идея. Только теперь это не движение, а полная ему противоположность – некое экзистенциальное «недвижение» если хотите. Мы пришли. Мы добрались до места. И кто же виноват в том, что место это нам не нравится?
Самым ярким, на мой взгляд, образчиком нового кинозастоя стал «Странник» Сергея Карандашова. Удивительное дело – фильм с динамичным названием, рассказывает о человеке, который, на самом деле, никуда не идет. Ни в физическом, ни в духовном плане. Более того, он и в прошлом никуда не шел, да и сейчас хочет одного – осесть понадежнее, семьей обзавестись. И все это подано под видом притчи, сказания о правде земли русской.
Дальше-больше. «Эйфория» Ивана Вырыпаева прямо претендует даже не на притчу, а на целый полновесный миф про посконно-домотканную истинную жизнь российскую. Помните как в школьных мифах Древней Греции – «И послал Зевс на землю стрелы гнева своего. И поразили те стрелы многих людей, героев, атлантов и полубогов»? Вот в «Эйфории» почти так же многозначительно, только про нас. Почти так же – да не так. Не срастается миф, разваливается на отдельные анекдоты «про жизнь». Со слезой, порой со смыслом, но анекдоты. Столь же анекдотичен и Борис Хлебников, снявший после «Коктебеля» почти-комедию «Свободное плаванье». Да простят меня профессиональные критики, но разница между «Эйфорией» и «Плаваньем» - едва уловимая. Пьют, матерятся, живут без бога в голове.
«Человек безвозвратный» Екатерины Гроховской если и добавляет какие-то краски в картину дня, только черные. Безнадежно и беспросветно там, где мы оказались. Особый патетический эффект, вряд ли заранее просчитанный, возникает еще и потому, что все актеры фильма – красивые, ухоженные, производящие впечатление людей успешных. Но по сценарию – глубоко несчастных.
И вовсе приговором смотрятся «Гадкие лебеди» Константина Лопушанского, снятые по повести братьев Стругацких. Антиутопия про косность человеческую, страх перед переменами. Про мир, где все, что не вписывается в жесткие рамки «так должно быть!», оказывается в закрытой клинике, в отделении №5. Это вам не чеховская палата №6, это страшнее. В той клинике учат жить «как надо», искренне веря в возможность успеха.

PS: Лидер тольяттинского фестиваля «Новое кино России», фильм получивший самый высокий балл зрительского жюри – «Франц + Полина» Михаила Сегала. Умная и сильная картина про настоящих людей, настоящую любовь и настоящую смерть. Жаль только, что действие происходит не в наши дни, а в Белоруссии, в 1942-ом.
Впрочем, пока где-то есть на российских кинематографических просторах маленький «Остров»...
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments