desyateryk (d_desyateryk) wrote in drugoe_kino,
desyateryk
d_desyateryk
drugoe_kino

Categories:

Британское кино: "Цоци", "Кайф", "Великий экстаз Роберта Кармайкла", "Парень Икс"

Наконец: британское и интересное
(все прошло в Киеве, но, думается, будет интерсно и российскому читателю/зрителю)
Одно из наиболее заметных кинособытий осени - это ежегодный фестиваль британской кинематографии, который традиционно проводит Британский совет. На этот раз в Киеве и других городах Украины показывают семь картин, которые в сумме получили 39 наград и номинаций. А главное отличие - в качестве: можно с уверенностью сказать, что программа этого года наиболее удачная за всю историю фестиваля. Наибольшее внимание зрителей и журналистов привлекли четыре картины.
Открыла программу музыкально-биографическая драма «Кайф» (оригинальное название - «Stoned», что означает сильную степень опьянения), снятая Стивеном Вулли в 2005 году. Это, собственно, дебютная работа Вулли, более известного как кинопродюсер. В нашем прокате уже выходил его второй фильм - очаровательный «Завтрак на Плутоне». А «Кайф» рассказывает о жизни и загадочной смерти основателя «Роллинг Стоунз» Брайана Джонса, и, соответственно, о ранних годах великой рок-группы. Джонс был рок-гитаристом от бога, фешн-иконой и плейбоем, а также - самой интересной личностью из всех «роллингов». Между 1962 г. и 1968 г., на протяжении семи лет, в которые вместились его головокружительный взлет и падение, Брайан стал музыкальной легендой, как за свои артистические способности, так и за бунтарский, саморазрушительный образ жизни, просто-таки пропитанной наркотиками и алкоголем. Умер он при загадочных обстоятельствах, всего через несколько недель после того, как оставил группу. Фильм интересен хотя бы уже фактическим наполнением сюжета - ведь многие подробности той яркой эпохи до сих пор неизвестны. Тем более что Стивен Вулли любит и знает рок-музыку тех лет.
Впрочем, кроме контркультурного колорита и несколько сенсационной версии смерти Джонса, в этом фильме трудно выделить что-то еще. Актеры старательно воспроизводят типажи рок-звезд и их анархического окружения. Режиссура не выходит за рамки самой обыкновенной разговорной бытовой драмы. Можно было бы несколько разнообразить видеоряд за счет сугубо визуальной атмосферы, добавить немного психоделичности и галюциногенности - ведь то были необычайно визионерские времена - но попытки режиссера в этом направлении выглядят таким себе оживляжем.
Еще один фильм привлекал публику в силу своей скандальности. Дурная репутация может быть удачным рекламных ходом; наверное, именно поэтому «Великий экстаз Роберта Кармайкла» (2005) сопровождался громкими заявлениями наподобие фразы режиссера-дебютанта Томаса Клея: "Если зрителей стошнило от отвращения, значит мы достигли результата". То есть, осведомленные люди приходили в зал подогретыми ожиданием чего-то очень грубого, страшного, с надеждой, что им хорошенько пощекочут нервы. Ну, возможно, кто-то из зрителей действительно оказался слабохарактерным - во всяком случае одна девушка на премьере даже закричала от испуга; по всей вероятности, только единицы из аудитории знали о существовании классического фильма Стенли Кубрика «Заводной апельсин», - но ничего необычного на самом деле не случилось. Да, Томас Клей снял картину, переполненную ненормативной лексикой и подростковым жаргоном; да, у подавляющего большинства героев «Экстаза» нет других дел, кроме как закинуться какой-то дрянью, что-то украсть и изнасиловать первую попавшуюся девицу. Но в общем это абсолютно традиционная, социальная и чрезвычайно моралистическая драма. Попытки режиссера смонтировать подростковую жестокость со «взрослыми» войнами - Второй мировой и иракской - под конец начинают выглядеть навязчивыми и лобоввми. Если же добавить ученическое подражание вышеупомянутому Стенли Кубрику, а также постановщику действительно страшных фильмов, австрийцу Михаэлю Ханеке, то выходит, что ничего нового или слишком шокирующего Клей не создал. Ни с точки зрения дидактики - потому что подобных фильмов-обвинений уже было множество, ни в плане жестокости - потому что тот же Ханеке одним-двумя кадрами, без единой, кстати, капли крови, способен вывернуть зрителя наизнанку.
Но потенциал у режиссера «Великого экстаза» есть; когда закончится этап ученичества с его желанием шокировать и в то же время опасениями сделать что-то действительно свое, Томас Клей может начать снимать действительно хорошие фильмы.
Темы войны также касается Сол Мецштайн в сатирической истории «Парень Икс» (2004, по мотивам романа Джона Гризенера «Никто не думает о Гренландии»). Правда, это холодная война в самом разгаре, в 1979 году. И главному герою, американскому солдату Руди Спрюансу выпало стать ее реальной жертвой: его ошибочно высадили в полной глуши, на военной базе Квангаттарса где-то на севере Гренландии. Летом - москиты, ночь длится несколько месяцев, а из развлечений - фильм ужасов «Вторжение похитителей тел», который все давно знают наизусть. Понятно, что армейский быт - это неисчерпаемый источник абсурда и казарменных анекдотов. Если бы Сол Мецштайн ограничился только абсурдом, было бы хорошо. Но ведь он пытается еще добавить лирики и ввести любовную линию, что несколько портит чистоту жанра. В целом, картина вполне пристойная - умерено смешная, умерено издевательская, умерено слезоточивая. Вполне массовый продукт, лишь из-за нерасторопности прокатчиков не попавший в кинотеатры.
Безусловно, центральной премьерой фестиваля стала криминальная драма «Цоци» (реж. Гевін Худ, 2005) совместного производства Великобритании и Южной Африки, обладатель многочисленных кинопремий, включая «Оскар» за «лучший иностранный фильм» и награды Британской академии кино и телевидения за «лучший неанглоязычный фильм года». Картина, снятая по мотивам одноименной книги известного драматурга Атолла Фугарда, рассказывает о шести днях из жизни юного вожака уличной банды, который искалечил женщину и похитил ее машину, не заметив в панике младенца на заднем сидении. «Цоци» - это в лучшем смысле «оскаровская» робота, прекрасно сбалансированная во всех компонентах. В ней есть и бессмысленная жестокость малолетних преступников, и сюжетное напряжение, которое постоянно удерживает внимание зрителя, и тема искупления, без которой картина превратилась бы в очередной криминальный мейнстрим. Цоци - это, собственно, один из языков Южноафриканской Республики, а для главного героя это кличка - его настоящего имени никто не знает. Он ведет себя как озлобленный звереныш, пока в полной зависимости от него не оказывается ребенок. Локация съемок - йоганесбургское гетто Соуэто; тамошние восстания против апартеида сделали этот городок знаменитым у советской прессы. Судя по ландшафту, предстающему на экране, с тех времен там мало что изменилось. Но режиссер не гонится за эффектной натурой, не делает акцент на экзотике. Он воссоздает абсолютно безнадежную среду, где выбор очень небогат - либо нищета, либо бандитский «бизнес» и в конце концов тюрьма или могила. И главное для него - это преображение самого Цоци. Который, из-за невинности младенца, преодолевает собственный надлом, от которого страдает еще с детства. Вот таким, пусть несколько мелодраматическим образом, авторы ленты находят выход из вечной дихотомии преступления и наказания. А от упомянутой мелодраматичности спасают хорошие актерские работы (в первую очередь Пресли Чвенеяга в главной роли), динамичная - без зависаний и лишних пауз - режиссура, а также интересная звуковая дорожка, скомпонованная из местного хип-хопа, который в Соуэто сформировался в собственное уникальное направление. Конечно, жаль, что этот фильм покажут у нас только в рамках фестиваля - эта история способна взволновать любую аудиторию независимо от расы или страны проживания.
Таким образом, британское кино, которое доходило до нас ранее по большей части в виде не всегда интересных социальных драм, в этом году предстало как действительно разнообразное явление.
Дмитрий Десятерик
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments