?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Flag Next Entry
"Остров" (2006) П. Лунгина
byrne
bezumnypiero wrote in drugoe_kino
«Достаточно пару секунд посмотреть как Павел Лунгин ест свой йогурт, чтобы понять, что перед нами прохвост»,- сказал Жан-Люк Годар. На самом деле Павел Лунгин - человек способный творить кинематографические чудеса. Княжеские слуги из фильма «Андрей Рублёв» выкололи иконописцам глаза, чтобы они не смогли нарисовать другие прекрасные фрески князьям-конкурентам. После фильма «Такси-блюз» Лунгин самостоятельно лишил себя способности к нестандартному кинематографическому виденью.



В фильме «Остров» главный герой, чтобы спасти от немцев свою шкуру, совершает убийство капитана угольного буксира, где работает матросом, а после взрыва судна, попадает к монахам. Там он всю оставшуюся жизнь возит уголь, топит печь и совершает чудеса. Стекающиеся к нему за спасением паломники склонны к грехам, корысти и истерии, поэтому старец Анатолий (Мамонов) пугает их силой слова и неумеренной жестикуляцией. Отрекшись от всего мирского, он спит на присыпанном снегом угле, ходит в полуистлевшей, грязной одежде и уединившись на скалах вымаливает у Бога прощение за совершённый грех. Старец Анатолий является лучом света в царстве темном царстве народной бездуховности, своим примером он обращает в истинную веру других монахов, которые перестали быть настоящими проповедниками, став по существу функционерами и чиновниками.
Этим летом мне случилось побывать на открытии небольшой церкви восстановленной силами маленькой православной общины. Красивая торжественная процессия, воодушевлённые лица прихожан, дети, играющие на лестнице, молодые девушки в платках. Ведущий церемонию священник никого не обвинял в смертных грехах и не призывал каяться, наоборот – своей зажигательной проповедью он создавал ощущение праздника и благородной причастности к общему делу. Ничего схожего с мрачными иезуитами и сумасшедшими кликушами, шастающими около крупных монастырей, этот священник не имел. Однако РПЦ имидж гневно бичующего словом православного монаха оказался несравненно ближе.
Отмечу также, что никакого раскаяния в содеянном у старца Анатолия нет и в помине, есть только страх перед возмездием на том свете, он может умереть спокойно, узнав, что его жертва оказалась жива.
Однако мне как киноману этот фильм интересен с точки зрения искусства. Персонажи второго плана вызывают только однозначные эмоции, на их фоне старец Анатолий со своими муками совести уже не выглядит плоским и надуманным. Для имитации речи монахов оказалось достаточно вставлять цитаты из Библии, устаревшие обороты и менять местами сказуемые и подлежащие. (Помниться, когда Барт разбирал «Юлия Цезаря» Манкевича, он отметил, что всю римскость в фильме создают характерные стрижки персонажей.) Визуальный ряд слеплен из расхожих изобразительных клише о Русском Севере, в которых на всём горизонтальном лежит снег, чтобы хоть как-нибудь организовать пространство в кадре. Но более всего интересно, как Лунгин адаптирует к православному фильму расхожие сюжетные схемы голливудского кино. Есть так называемое «бади-муви» – полицейское кино о напарниках, где двигателем сюжета является соперничество-партнёрство главных персонажей. Главной парой в «Острове» являются Мамонов и Дюжев. Мамонов борется с грехом в убойном стиле Мэла Гибсона из «Смертельного оружия» и применяет такие же элегантные жульнические приёмы, как и Филипп Нуаре в «Откройте, полиция!». Дюжев же представляет собой смесь из действующего по стандартам Дэнни Гловера и наивного Тьерри Лермитта. Естественно эффективная, хоть и не соответствующая канонам тактика героя Мамонова берёт верх. Для полного соответствия нужно только, чтобы героя Сухорукова изображал поднаторевший в ролях милицейских начальников Кузнецов. С появлением адмирала и его дочери в фильме появляется мотивы «Изгоняющего дьявола», в котором драма вселения демонов, происходит в семье представительницы истеблишмента – голливудской киноактрисы. Семья адмирала её безусловный советский эквивалент. Центральный сюжет списан из «Непрощённого» Иствуда, а герои с двойным дном хорошо знакомы нам по фильмам типа «Бэтмена». Монашеское же одеяние Мамонова ничуть не менее крутое, чем униформа человека-летучей мыши. Короче говоря, нужно срочно выдвигать «Остров» на «Оскар». Фридкин будет рыдать от восторга на плече у Иствуда, а Бартон скажет им гнусавым голосом Володарского: «Наконец-то эти сумасшедшие русские научились делать кино!».

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

Что-то мне подсказывает, Злостный Заяц, что сейчас вам настанут кранты :)

Нда, "Остров" явно переплнул "Эйфорию" по количеству рецензий. И это ещё не предел.
Я не разбираюсь в кино так, как вы, поэтому видела только одну сторону фильма - содержательную. Об чём, если интересно, можете прочесть вот тут:
http://sheser.livejournal.com/144108.html
И с моей, дилетантской в отношении киноиндустрии, точки зрения, фильм неплохо и относительно непротиворечиво сделан. Дядька убедительный. А что касается смысловой нагрузки - я уже у себя написала: а вызвали бы фильм такой же ажиотаж, будь он о католическом монахе? На мой взгляд, все так возбудились именно на православный антураж.

Жан-Люк Годар назвал его не только прохвостом, но и мошенником. Наверное, это немаловажное уточнение.

так безаргументированно, но эмоционально можно любой фильм опустить.

есть хороший принцип, относящийся к отношениям людей: "я люблю тебя не за то, какой(-ая) ты со мной, а за то, какой(-ая) я с тобой".

так вот мне очень понравился "Остров" не за то, что он там какой-то особенный, а за то, что происходило внутри меня. и, если сравнить по воздействию, таких фильмов не много.

полностью согласна.

Рецензия очень похожа на вступительное сочинение в ВУЗ, за которое не принимают. Награмождение обрывочных знаний и надуманные параллели с претензией на обобщение и всеохватывающий взгляд. А пассаж "луч света в темном царстве" - вообще no comment.

эта пять!!!!!!!!!!!!!!!)))))))

Фильм потрясающий. Согласен.

полный бред и тупость. смотрите поменьше голливудских фильмов!))

Вообще-то Жан-Люк Годар - француз, хотя и он знал толк в голливудском кино. Как, впрочем, и Лунгин. Так что можно посоветовать вам смотреть побольше кино, самого разнообразного. Как коммерческого, так и артхаусного, как голливудского, так и европейского. А то кидаться словами всякий лох может :)

сравнение с бади -муви это просто до свидания. также как и притягивание за ущи Иствуда?? кто такой Иствуд?? что такое ?? ИСТИНАв последней инстанции?? ну а Юэтмен и вовсе типичный голливудский блокбастер.

ты фильм-то смотрел вообще, чучело? что значит "спокойно умереть?"- он заранее умереть решил - вне зависимости от появления адмирала!
кто такой Годар - шмодар? А ты кто такой - ерундит, блин!


Не хочу читать эту рецензию, слишком много их настрочили.
Фильм стоит смотреть только из-за Мамонова. И это заслуга только Петра Николаевича, а не Лунгина, и тем более Сухорукова.

Ну а как это только? ну посудите сами - сценарий - фабула - сюжет - он есть - так? А как без Сухоруковского одеяла и курочки его и любви к Анатолию в глазах? Сам образ - он не придуман Мамоновым, а проигран (выигран) им - сам по себе Мамонов - моноспектакль, а мы с вами фильм обсуждаем как единое....понимаешь ли...

Д-а-а... оголливудились... А фильм очень даже не плохой и Мамонов прекрасно играет, ну штампы там из всех углов лезут, так в этом-то ипрелесть...

какой, .ля, балет!!!!!!!!!!!

судя по комментам, автору сначала придется провести ликбез, ответив на вопросы: 1. кто такой иствуд 2. кто такой годар 3. что такое ирония, а про бетмена, удивительно, все знают. дел, в общем, постов еще на пять.

Я знаю, кто такой Годар. Хватит одного взгляда на его фотографию, чтобы понять, какой он мошенник.

Юмор автора, плоковатый, правда, оценил.

От себя добавлю, что мне этот фильм совершенно побоку, я смотрю другое кино, нежели предмет обсуждения, но вот раздутая вокруг фильма шумиха меня сильно раздражает. Я понимаю, что в нынешней России набожность нынче в моде, в церкви ходят, или хотя бы крестятся, кричат, что они православные, как минимум половина гос. деятелей и деятелей культуры, попы на радостях от этого кричат, что Россия - государство православное, нихрена не светское, молодёжь под православными знамёнами чистит морды геям и не-славянам, и т.д. Всё это оч. сильно напоминает возню в начале 90-х вокруг НЛО и прочих экстрасенсов. И так же я понимаю что на этой волне снимать набожное кино - весьма хороший, продуманный и удачный ход. Насчёт сравнения с голливудом, приведу только одну ссылку: http://choice.ostrov-film.ru/work/fate/ - отличнейший, а главное, показательный маркетинговый ход.
Ну и ещё: мне очень обидно, что много, казалось бы нормальных, образованных людей, сходив на этот фильм, после просмотра всерьёз задумаются о всяких библиях и прочей ерунде, без которой до этого они совершенно нормально обходились.

Re: Юмор автора, плоковатый, правда, оценил.

да, тест интересный, чистое НЛП и дианетика

"Честный, справедливый, преданный – это всё про Вас. Вы всегда верны своему слову и человеку, которому его даёте. Вы способны поддержать любой поступок, если его цель оправдывает любые средства. Вы легко полагаетесь на других людей. Однако, действуя в соответствие со своими жизненными принципами, вы часто причиняете себе вред, так как на вашем пути нередко попадают люди, которые пользуются вашей честностью и добротой. Вы превращаете верность и преданность в смысл своей жизни. Но так нельзя! Мир достаточно жесток и Вам следует усвоить, что справедливости в нём мало и Вам его не изменить. Обладать такими качествами характера как честность и преданность - это большая удача и Вам не стоит ими размениваться так дёшево. Просто будьте внимательны, какое именно слово и кому Вы даете его."

я всё никак не вставлю DVD с кином ознакомиццо, потому что много пью. Вероятно, я не соглашусь с аффтором и обложу его х*ями, но может быть и выражу респект. Радует пока, как журналиста, то, что вот наконец появилась не паточно-глазурная рецензия. Даже если кино мне понравится, приятно знать, что есть ещё люди со своим мнением.


Достаточно пару секунд посмотреть как Павел Лунгин ест свой йогурт, чтобы понять, что перед нами прохвост»,- сказал Жан-Люк Годар (c) - "ГДЕ МОЙ ЙОГУРТ?!?!"(с) Гера Кремов =) хехехе Режыссёр и йогурт неразделимы =)