3лocтный 3aяц (bezumnypiero) wrote in drugoe_kino,
3лocтный 3aяц
bezumnypiero
drugoe_kino

Categories:

"Остров" (2006) П. Лунгина

«Достаточно пару секунд посмотреть как Павел Лунгин ест свой йогурт, чтобы понять, что перед нами прохвост»,- сказал Жан-Люк Годар. На самом деле Павел Лунгин - человек способный творить кинематографические чудеса. Княжеские слуги из фильма «Андрей Рублёв» выкололи иконописцам глаза, чтобы они не смогли нарисовать другие прекрасные фрески князьям-конкурентам. После фильма «Такси-блюз» Лунгин самостоятельно лишил себя способности к нестандартному кинематографическому виденью.



В фильме «Остров» главный герой, чтобы спасти от немцев свою шкуру, совершает убийство капитана угольного буксира, где работает матросом, а после взрыва судна, попадает к монахам. Там он всю оставшуюся жизнь возит уголь, топит печь и совершает чудеса. Стекающиеся к нему за спасением паломники склонны к грехам, корысти и истерии, поэтому старец Анатолий (Мамонов) пугает их силой слова и неумеренной жестикуляцией. Отрекшись от всего мирского, он спит на присыпанном снегом угле, ходит в полуистлевшей, грязной одежде и уединившись на скалах вымаливает у Бога прощение за совершённый грех. Старец Анатолий является лучом света в царстве темном царстве народной бездуховности, своим примером он обращает в истинную веру других монахов, которые перестали быть настоящими проповедниками, став по существу функционерами и чиновниками.
Этим летом мне случилось побывать на открытии небольшой церкви восстановленной силами маленькой православной общины. Красивая торжественная процессия, воодушевлённые лица прихожан, дети, играющие на лестнице, молодые девушки в платках. Ведущий церемонию священник никого не обвинял в смертных грехах и не призывал каяться, наоборот – своей зажигательной проповедью он создавал ощущение праздника и благородной причастности к общему делу. Ничего схожего с мрачными иезуитами и сумасшедшими кликушами, шастающими около крупных монастырей, этот священник не имел. Однако РПЦ имидж гневно бичующего словом православного монаха оказался несравненно ближе.
Отмечу также, что никакого раскаяния в содеянном у старца Анатолия нет и в помине, есть только страх перед возмездием на том свете, он может умереть спокойно, узнав, что его жертва оказалась жива.
Однако мне как киноману этот фильм интересен с точки зрения искусства. Персонажи второго плана вызывают только однозначные эмоции, на их фоне старец Анатолий со своими муками совести уже не выглядит плоским и надуманным. Для имитации речи монахов оказалось достаточно вставлять цитаты из Библии, устаревшие обороты и менять местами сказуемые и подлежащие. (Помниться, когда Барт разбирал «Юлия Цезаря» Манкевича, он отметил, что всю римскость в фильме создают характерные стрижки персонажей.) Визуальный ряд слеплен из расхожих изобразительных клише о Русском Севере, в которых на всём горизонтальном лежит снег, чтобы хоть как-нибудь организовать пространство в кадре. Но более всего интересно, как Лунгин адаптирует к православному фильму расхожие сюжетные схемы голливудского кино. Есть так называемое «бади-муви» – полицейское кино о напарниках, где двигателем сюжета является соперничество-партнёрство главных персонажей. Главной парой в «Острове» являются Мамонов и Дюжев. Мамонов борется с грехом в убойном стиле Мэла Гибсона из «Смертельного оружия» и применяет такие же элегантные жульнические приёмы, как и Филипп Нуаре в «Откройте, полиция!». Дюжев же представляет собой смесь из действующего по стандартам Дэнни Гловера и наивного Тьерри Лермитта. Естественно эффективная, хоть и не соответствующая канонам тактика героя Мамонова берёт верх. Для полного соответствия нужно только, чтобы героя Сухорукова изображал поднаторевший в ролях милицейских начальников Кузнецов. С появлением адмирала и его дочери в фильме появляется мотивы «Изгоняющего дьявола», в котором драма вселения демонов, происходит в семье представительницы истеблишмента – голливудской киноактрисы. Семья адмирала её безусловный советский эквивалент. Центральный сюжет списан из «Непрощённого» Иствуда, а герои с двойным дном хорошо знакомы нам по фильмам типа «Бэтмена». Монашеское же одеяние Мамонова ничуть не менее крутое, чем униформа человека-летучей мыши. Короче говоря, нужно срочно выдвигать «Остров» на «Оскар». Фридкин будет рыдать от восторга на плече у Иствуда, а Бартон скажет им гнусавым голосом Володарского: «Наконец-то эти сумасшедшие русские научились делать кино!».
Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 82 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →