режиссер: Гильермо дель Торо
сценарий: Гильермо дель Торо
страна, год: Мексика, Испания, США, 2006
в ролях: Дуг Джонс, Серхи Лопес, Марибель Верду, Ариадна Хиль, Ивана Бакуэро, Алекс Ангуло
Грустная сказка о том, как Алиса пыталась убежать в Страну Чудес из фашистской Испании
Мать 10-летней Офелии, больная и на последних днях беременности, с дочерью приезжает к своему новому мужу, жестокому франкисту (44й год), ужасно похожего на Клайва Оуэна с перекошенным лицом. Главная домработница в новом доме Офелии - Мерседес, женщина с глубокими глазами и жесткими скулами, бегает в лес к партизанам, а сама Офелия, начитавшаяся сказочных книг, - в большой колодец посреди старинного полуразрушенного каменного лабиринта. Отведенная туда феей-сверчком, она встречает Фавна, похожего на большого козла-сатира со звезды Сириус-Б, который говорит ей, что она - исчезнувшая принцесса подземного царства. Но чтобы убедиться в этом - она должна до полнолуния выполнить три задания, пока ее душа не превратилась полностью в земную.
Страшное время, и Страна Чудес у нее тоже будет страшная. И если Алиса прыгнула вниз из любопытства, то Офелия спустится в колодец потому, что хочет убежать. И не понимает, почему мама повторяет: "Вырастешь - поймешь". От мира, где делают три контрольных выстрела в голову мертвым, а а с живыми используют простейшие предметы домашней утвари типа молотка и плоскогубцев. И живет даже не на два мира сразу, а на один - потому что разделить их невозможно. Как у Маркеса: чтобы взлететь на 20 сантиметров над землей, падре непременно должен был выпить горячий шоколад. Все переплетено. Но она не будет встречать чудесных героев, ей придется сражаться. И делать свой выбор, извечный выбор. Можно ли всегда подчиняться, и стоит ли достижение какой-либо благой цели - слезы ребенка.
Удивительный этот человек дель Торо. Сняв 5 лет назад в Испании продюсированный в том числе Альмадоваром "Хребет дьявола", затем снял 2 голливудских блокбастера - "Блэйд 2" и "Хеллбой". А через два года - этот межнациональный фильм. И снова, через пять лет вернулся к теме гражданской войны в Испании. И смысл происходящего с Офелией можно трактовать в разных плоскостях. Взросление и возрастающее сопротивление, сначала она противится из капризного любопытства, потом - потому что понимает, что это - неправильно. Сначала она сражается с Ужасной Жабой, а потом уже и с врагами из обычной, взрослой жизни. Одновременно можно рассматривать происходящее как метафору борьбы с фашизмом или жестокостью, глядя на сцену с уставленным явствами столом, во главе которого сидит нечеловек - человекообразное белесое существо с глазами в ладнонях, а на стенах развешаны картины, где оно поднимает детей насаженными на меч, а в центре комнаты свалены в кучу детская обувь. И много как еще.
Картина по-испански жесткая, настоящая и размывающая границы реальности и волшебства. Тяжелая и грустная, но все равно имеющая свою веру - в людей. И что смерть - не всегда поражение. Когда понимаешь - убьют этого, пришлют еще одного - такого же, но не опускают рук. Ты не получишь вечной жизни, твои следы сотрутся. Но все же те, кто знает, куда смотреть - увидят их. Эта картина - красивая и человечная. Где за запутанностью, символами и иносказаниями все равно виден Человек. Рассказывающий про сказку посреди смерти. Там есть подземное царство - куда светлее чем у нас. С тремя высокими тронами, где место слева от короля - твое. Но чтобы туда попасть, ты просто должен верить - и быть его достоин.
Community Info