Разочаровательный принц (vbv) wrote in drugoe_kino,
Разочаровательный принц
vbv
drugoe_kino

Categories:

"Остров" Лунгина: Вместо душеспасительной драмы - душещипательная мелодрамка

Новый фильм Павла Лунгина начинается вот с какой сцены: небо стального цвета; очень холодное море, судя по глубокой его синеве; и "утлый челн", в котором сидит худющий пожилой мужик и работает веслами. Он добирается до маленького острова, покрытого снегом, кидается носом в сугроб и плачет, плачет, бормочет какие-то покаянные слова. Потом следующая сцена, озаглавленная лаконично, но абсолютно понятно: "Война. 1942 год". Опять море. Тягач. Совсем молодой кочегар Анатолий и капитан тягача Тихон попадают в плен фашистам. Тогда, цепляясь за свою жизнь и обезумев от страха, Анатолий берет пистолет у фашисткого офицера и, по его настоятельнейшей просьбе, стреляет в Тихона. Глядя вслед уплывающему немецкому судну, Анатолий грозит кулаками и исступленно орёт: "Суки! Тихона убили!!!" Однако ж фашисты заминировали кучу угля, и радость спасенного была недолгой. Он взлетает на воздух, но… выживает. Из прибрежных вод полуживое тело вытаскивают монахи маленького, уединенного монастыря, расположенного на одном из этих неприглядных северных островов.

Ну, а тут, собственно, начинается и сам фильм. (Причем начинается чуть ли не с первой сцены, и зачем та сцена имела место быть в начале, до сих пор для меня остается загадкой).

Анатолий остаётся жить в монастыре, причем жизнь его по-прежнему связана с углём, — он служит истопщиком, и его халупа находится вдали от братьев по вере. Но вот какая интересная штука: отец Анатолий — самый популярный батюшка в монастыре. К нему с большой земли едут люди, а он дурачится, кривляется, но, в конце концов, даёт им такой совет, такое задаёт им направление, что жизнь человеческая круто меняется, и — в лучшую сторону. Вследствие чего, отца Анатолия почитают чуть ли не святым. Как миряне, так и монахи, которые, впрочем, ни за что в этом не сознаются.

Уже много лет отец Анатолий ведет мучительную, аскетичную жизнь. Причем муки, понятное дело, не от аскезы (к которой он привык), а от вечного, гложущего чувства вины за то, что он предал и убил человека. И вот он не понимает, за что же ему Бог даровал умение "помогать людям"…

Как мне кажется, Павел Лунгин был просто обязан реабилитироваться перед зрителями за своего ужасного, конъюнктурного, рекламного "Олигофрена" "Олигарха". И он почти реабилитировался, призвав на подмогу Петра Мамонова, с которым еще 16 лет назад достиг наивысшего триумфа (фильм "Такси-блюз").

У Мамонова очень фактурное лицо, и он чрезвычайно хорош в роли отца Анатолия. Хотя "святости" в его персонаже немного. А по сюжету это не так, даже несмотря на заверения отца Анатолия перед паствой (и перед зрителями), что он вовсе не отец Анатолий, но вот сходит сейчас за советом к отцу Анатолию, а тот, хоть и НЕ "святой человек", но начитанный, даст совет… Особенно убедительно у Мамонова получаются вот эти внезапные и резкие ужимки, кривляния, и порой может создасться впечатление, что отец Анатолий бесноват. А это не допуcтимо ни при каких вариантах! ...Но, конечно, в целом Мамонов вовсе не превращает своего персонажа в блаженного дурачка, ни, тем более, в бесноватого монаха, и мои претензии можно считать претензиями по мелочам. Даже более того, отец Анатолий "изгоняет бесов" из отца-настоятеля! (Таким неуклюжим образом я перехожу к другому важному персонажу). Роль настоятеля досталась Виктору Сухорукову…

Сухоруков уже давно воспринимается мной как артист большого цирка, но тут его смешное и, похоже, уже вечно комическое амплуа пришлось к месту. Отец Филарет, доброжелательный и дурашливый человек, выглядит калькой с Феофана Грека из "Андрея Рублева" Тарковского. Тот писал иконы, но был поверхностным человеком, неверящим. То же самое и отец Филарет. Свысока подшучивает, дурачится, но дурачится так, чтоб не уронить в грязь свой статус "начальника", знает меру, а всё ж таки знает не только меру, но знает кое что и о себе. И не рад этому знанию. Зато рад отцу Анатолию, и любит его, восхищается его истовой верой. Вот характерный эпизод. После пожара, захватившего и просторное жилище Филарета, отец Филарет идёт селиться именно в заваленную углем кочегарню отца Анатолия. Приходит с красивым одеялом, устраивается, снимает свои пригожие сапожки и походя рассказывает, что вот, де, одеяло се купил, когда ездил с митрополитом в Афон, а потом спрашивает: "а где ты спишь?" "Да вот тут на углю". "Ну и я тут посплю, вместе будем ночевать, вместе будем Богу молиться". Только ночка у отца Филарета не задалась, сперва Анатолий его сапоги спалил, а потом навесил на дверь замок и закрыл вьюшку: вся хижина покрылась дымом, Филарет заметался как таракан, завизжал, убоялся удушья, а отец Анатолий знай в топку подбрасывает: "Бесов, — говорит, — из тебя гоняю". Этот интересный метод по изгнанию бесов при помощи земного ада возымел практическое действие. Когда уже совсем хана настала, отец Анатолий сбил замок, а Филарет, выбравшись наружу, успокоился. Говорит: "Да, а ведь действительно, сильно был привязан я и к одеялу этому, и к сапожкам. Да и умереть боялся, без покаяния и отпущения грехов". Этот эпизод тем более характерен, что поначалу отец Филарет был преисполнен собственный подвижнической значимости от одного только переселения в чулан к отцу Анатолию. И даже помог ему отвезти тележку с углем от пристани к кладовой. Ну прям Ленин на субботнике!

Третий актер, который подыгрывает Мамонову — Дмитрий Дюжев. Конечно, видеть Дюжева в черный рясе очень забавно. Тут даже к месту будет ввернуть словосочетание "когнитивный диссонанс". Но густая борода и усы, то ли выращенные Дюжевым, то ли наклеенные гримером на его лицо, прячут тяжелую челюсть в этих зарослях, и по-крайней мере визуально Дюжев перестает напоминать тупых бандитов или десантников (к которым мы все привыкли в его исполнении). Однако, голос, манера выговаривать слова, остались прежними. Впрочем, и они здесь к месту. Обида и недоумение отца Иова выглядят очень искренними: мол, как же так, я, статный здоровый мужик, который мог бы выбивать из людей деньги и дерьмо, пошел честно служить Богу, а он мне не даёт дара "помогать людям", в отличие от тебя, отец Анатолий.

Вроде бы интересный, хороший фильм! В кои-то веки сделали достойное кино на модную нынче тему о православии, и как будто бы без оглядки на слово "мода". Фильм мог бы быть просто великолепным, если бы…

Вот, казалось бы, ерунда. На службах отец Анатолий молится в пику всем вполоборота к алтарю. Это нервирует монахов. Но ведь отец Анатолий весь фильм их нервирует! Нервирует почему? Потому что его вера более глубока, чем их вера, и потому что с людьми он прост — поэтому-то к нему миряне и тянутся. Зачем же понадобилось режиссеру брать его и ставить в одном валенке и в одном носке вполоборота к алтарю? Этакий "бунтарь без причины". Нарушает обряд. В одной из предыдущих сцен отец Анатолий посоветовал отроку: "Молись, как умеешь", — и это было обоснованно, это было понятно. Но режиссеру понадобилось продемонстрировать слова отца Анатолия еще более наглядно, но вместо наглядности получилась неумелая наивность. Речь ведь не о молитве идет, а о ритуале. Этот дешевый, комический, популисткий трюк нарушает целостность образа отца Анатолия. Типа, у него какой-то свой Бог, особенный, и говорит он с ним по-особому. Но разве ж отец Анатолий сектант, какой-нибудь раскольник? Что он тогда делает в православном монастыре столько лет? Такой глупый парадокс моментально ставит режиссера в положение поверхностного отца Филарета.

Но сильнее всего разочаровывает финал. Такое ощущение, что его приглаживали, отсекали острые углы, адаптировали для якобы незатейливой и туповатой публики. Уже словно слышатся оправдания режиссера: у нас ведь художественный фильм, там должно быть все взаимосвязано, все сюжетные линии должны быть ровными и одинаковыми, как магазинные макароны. Необходимо, мол, поставить жирную, убедительную, логичную точку. В результате же фильм превращается из душеспасительного, ободряющего фильма в душещипательную мелодрамку, которую посмотрел — и забыл.

Оказывается, Тихон выжил! Отец Анатолий спасает его дочку от бесов, узнаёт удивительную новость о том, что Тихон выжил и даже стал адмиралом (кстати, с какой интересно стати капитан баржи стал адмиралом?), — и теперь может помереть спокойно! Вот уж действительно, просто охренеть…

А если бы Тихон не выжил? Следуя логике авторов, можно ради смеха предположить, что тогда так и ходил бы отец Анатолий вечным жидом по этому острову!

Одним махом убивается великое христианское таинство, которому посвящен фильм, — ПОКАЯНИЕ.

Да даже с мещанской точки зрения отец Анатолий и церковь теперь выглядят глупо. Каялся, каялся отец Анатолий весь фильм, весь "освятел" — и делал это, как выясняется, почем зря. Ну чистой воды перепев фабулы "Конформиста" Бертолуччи, правда, под другой идейный аккомпанемент. В любом случае, в фильме начинает явственно звучать мотив обмана. Который является даже не самообманом бедолаги Толика, а обманом со стороны Бога, намеренно скрывающего от отца Анатолия правду насчет Тихона, но охотно открывающего для него тайны всех остальных людей. Происходит словно бы "натуральный обмен" — в качестве компенсации за необоснованные душевные страдания отцу Анатолию даётся дар "помогать людям". "Обмен" (о котором, кстати, тоскует отец Иов, сознательно обменявший земную жизнь на жизнь монастрыскую), превращается в "обман", а всё, что было божественного, покрывается пылью чего-то нечестного и неравноценного. Как бы получается, что отцом Анатолием просто воспользовались, а когда необходимость им пользоваться исчезла, он получил прощение. Причем, что совсем уж ни в какие ворота не лезет, ему оказалось достаточно получить прощение от самого что ни на есть земного, далекого от церкви и Бога, Тихона. Одна эта сюжетная коллизия говорит о том, что фильм сильно далек от православия и вообще христианства, хотя, вроде бы, он снят про батюшек и про монастырь.

Нет, конечно, намерения Лунгина были благими, а что получилось? Режиссер заземлил драму, опошлил, сыграл на публику. В результате получился трусливый псевдоглубокий фильм на модную тему, который снимали как будто затем только, чтобы в очередной раз заявить во всю глотку на международных фестивалях о "русской соборности, духовности и красной рыбе из Баренцева моря". Очень жаль. Три другие рецензии на этот фильм, а также рецензии на другие фильмы читайте в журнале ЭКРАНКА.РУ!
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 150 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →