Glint (glint_way) wrote in drugoe_kino,
Glint
glint_way
drugoe_kino

Categories:

Homo paradoksum

«Homo Paradoksum»
2 части
1989
Центрнаучфильм
Сайт, посвященный творчеству В. Кобрина
Смотрели в гостях у друзей фильмы Владимира Кобрина.
Он у нас, к сожалению, мало известен. Говорят, что он снимал "учебное кино" или даже "научно-популярное". Неигровое, да. Но лучше - вообще без ярлыков.
Cтранными кажутся на экране сочетания вещей, звуков и явлений, свиду хаотично подобранных и несопоставимых, просто потому, что мы не привыкли их так сочетать. Камень, книга, костер, часы, муляжная маска, мчащийся мимо покосившихся крестов поезд — варьируются здесь столь причудливо и разнообразно, что «Вселенная Кобрина» кажется безграничной.
«Пребывая в мнимости, надо суметь распознать в ее хаосе рифмы и созвучия.» Кобрин свободно оперировал составляющими этого упорядоченного хаоса – еще в те временя, когда слово «сюрреализм» считалось в официозной эстетике чуть ли не матерным словом.
Эстетическая клоунада – личное пространство Кобрина, метафора его фильмов, его изыски, эффектно выворачивающие реальность наизнанку. В итоге привычная реальность смещается в сторону «крышесноса», угол зрения меняется каждую секунду, а так называемый «научно-популярный кинематограф превращается в немое кино, используемое (как бы) не по назначению. Пока диктор задумчиво задается изначально неразрешимыми вопросами: «Что скрыто за одиночным мазком жизни?», «Какова высшая цель союза жизни со смертью?», «Кто же мы?» Кобрин задумчиво отвечает экранными титрами: «Незнание всегда богаче нашего знания».
То есть -а черт его знает, кто мы, что мы и зачем. Стремление к познанию всегда важнее самого знания, суть явлений и вещей всегда интересней их простого изображения.
Впрочем, у Кобрина есть ответ на вопрос «Кто же мы?» В фильме Homo paradoksum о нем сказано без обиняков: «Технически оснащенная и духовно недоразвитая голая обезьяна». Вещи у Кобрина — будь то важно шагающая пружинка или скачущая лошадка, собранная из болтов, — любовно «одушевляются», а люди, увы, похожи на механических кукол, бездушных манекенов. Понятно, что речь идет о гомосоветикусах, у которых прямо изо рта появляется газета с вонючей идеологией-дымом. Когда это странное существо (кобринский Шариков, практически) с какими-то сладострастными ужимками облачается в форму стрелка НКВД, то сразу же становится все более узнаваемым, а сатира Кобрина — достойной Булгакова и Свифта. В белье и сапогах это существо лежит на постели, в ногах у него — граммофон и телевизор, книжку оно читает, держа ее вверх ногами, бордовый балдахин по-дикарски украшен обглоданным черепом, пишет оно вилкой, в его Красном углу вместо иконы — шахматная доска, а представления о «чиста_эстетике» ограничиваются репродукцией картины «Три богатыря». Его эмблема — Серп и Топор, а кредо выражено двумя словами: «НЕ НАШ!»
Фильм Групповой портрет в натюрморте, сплавляя в монтаже самые банальные объекты и явления с мистическими образами, делает до дрожи ощутимым само понятие «Смерть», которая всегда стоит за левым плечом на расстоянии вытянутой руки...

Восьмилетняя Маруся, дочка наших друзей, плакала и упорно не желала на это смотреть. На вопрос «Почему, Марусенька?» девчушка отвечала – «потому что непонятно, вот и страшно
Ну конечно...именно так.
Потом поймет.
Вот если бы сейчас поняла – страшно стало бы всем остальным...
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments