3лocтный 3aяц (bezumnypiero) wrote in drugoe_kino,
3лocтный 3aяц
bezumnypiero
drugoe_kino

Category:

плоское кино

24, 25, 26 ноября в клубе "Грибоедов" и киноцентре "Родина"
пройдёт кинофестиваль "Дни Сине Фантом в Санкт-Петербурге" (http://www.cinefantom.ru/)

явление, которое называется "параллельное кино" начиналось в 80-е гг. как типичный киноандеграунд, противостоящий официальной советской системе кинопроизводства. основные представители - братья Алейниковы, Дулерайн, Поспелов, Юхананов, Дм. Троицкий, Кондратьев. в какой-то степени к ним можно отнести и некрореалиста Юфита (ранние фильмы).
американский киноандеграунд (Дерен, Энгер, Мекас, Кларк, Брэкидж), начинавшийся в 40-е годы ХХ в. с появлением дешёвых кинокамер, возник как стилевое противостояние сложившемуся киноязыку, стремление разрушить его рамки, создавая фильмы не укладывающиеся даже в систему маленьких независимых студий именно своим языковым своебразием - отсутствие сюжета, цепочки ассоциаций, эксперименты с техникой и киноматериалом, документализм посведневности. фильмы эти личностны и глубоко поэтичны, используют логику сна и коллажи. гораздо менее эстетские, чем фильмы Ман Рэя и Кокто, они отталкиваются не столько от мировых художественных традиций (явно зная при этом и о сюрреализме и абстракционизме), сколько от самой жизни, являясь при этом не фольклором, а действительно ценным экспериментом художника с языком кино. причём художника прекрасно знакомого с опытом и дальних непрямых предшественников и нередко их цитирующих, как Дерен - Боттичелли.



без их экспериментов не было бы фильмов Кассаветиса, Джоста, Джармуша, американского независимого кино в целом.
советские же паралельщики, видимо плохо знакомые с мировой кинокультурой в силу её недоступности на территории СССР, создавали свои фильмы, как противостояние советской идеологии. однако не языковыми средствами, а на уровне специфической драматургии, построенной на гэгах, актёров-любителей, самой технологии съёмочного процесса. то есть слом рамок шёл на уровне самого кинопроизводства, а не киноязыка, менталитета. жанр "пародии" является для параллельщиков основным. это, собственно, и привело к тому, что "параллельным кино" не создано ни одного значимого фильма (известна только пародия-римейк "Трактористы-2" (1992) братьев Алейниковых с участием актёра Белявского), а "параллельное кино" стало тусовочным явлением, породив только клуб для обсуждения арт-хауса "Сине Фантом".
несмотря на это фильмы паралельного кино возят специальными программами по мировым кинофестивалям. программу "Сине Фантом" на ММКФ составлял критик Андрей Плахов. а в своей книжке про кинофестивали Плахов чудно рассказывал о фестивале в Ханты-Мансийске. о том, как здорово, что посреди тайги отгрохали фестивальный дворец, как отважно на нём защищал русское кино Алексей Балабанов (студия СТВ), отдав Гран-при русскому фильму "Бумер" (студия СТВ), как развлекали публику Дельфин и Мумий-Тролль, и тому подобный маразм.
характерным представляется мне отзыв Виктора Мизиано, "Художественный журнал" (http://xz.gif.ru/):"Параллельное кино - одно из самых интересных и важных явлений конца ХХ века.<...> Параллельное кино представляется очень определённым кругом людей, которые практикуют очень определённый тип кинопроизводства."
определёность же этого типа кинопроизводства заключается в отсутствии у параллельщиков хоть каких-нибудь представлений о конечных целях производства фильма, элементарного профессионализма - ужасающе халтурная работа всего коллектива съёмочной группы.
почему так случилось? помимо вгиковского образование в фильмах Тарковского чувствуется дыхание Бергмана и Брессона, Эйзенштейн был бы другим без немецкого кино 20-х гг., а Сокуров без Эйзенштейна и Флаэрти. параллельщики же оказались кинобеспризорниками, не чувствующими традиций. невозможно вариться в собственном соку, насмехаясь и создавая фильмы в качестве хобби. поэтому, когда Олег Кулик говорит о них: "Голливуд мы не создадим, но нам достаточно своих Тарковских" становиться странно. режиссёр Дулерайн, к примеру, прекрасно чувствует себя в качестве зам. генерального директора канала ТНТ. естественно, на пресс-конференции в киноцентре "Родина", организованной ГЦСИ и журналом "Сеанс" ему не будут задавать вопросов о тлетворном влиянии пэтэушного шоу "Дом" на мозги молодёжи. а поспрашивают о его фильме "Офшорные резервы" (2005). главная героиня этого фильма, которую изображает раскрашенный фанерный силуэт, американка, посещающая Россию, не в силах и в стране Достоевского и Чайковского противостоять магии денежных знаков, превращается в финале в рекламный щит у пункта обмена валюты. есть замечательный фильм Годара "2 или 3 вещи, которые я знаю о ней"(1967). героиня Марины Влади, парижанка, живущая в послевоенной буржуазной Франции, ничуть не меньше задумывается о магии общества потребления. но главным для неё и актрисы, её играющей, остается вопрос о том, кто она в этом мире, что значат отношения между людьми, что же происходит вокруг. именно в постановке таких экзистенциальных вопросов средствами киноязыка и проявляется самое характерное из-за чего мы и смотрим авторское кино. в серии "Другое Кино" выпущены некоторые фильмы параллельщиков на ДВД, названные фильмами о смысле жизни. подборка же фильмов Кесьлевского, как раз этот вопрос и подымающих, выпущена в этой серии в крайне урезанном варианте. то есть проблема вовсе не в том, что мы оторваны и были оторваны от мирового кинопроцесса, а в том, что мы хотим писать только свою маленькую историю. поэтому пусть Институт Гёте и американские организации делают разные полезные ретроспективы, а мы будем изображать на пустом месте кинопроцесс, тусоваться и с умным видом брать друг у друга интервью.
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments