Интересная статья Адриана Мартина о Романе Полански и его кино.
Подробная информация о фильме.
Музыка: Вангелис
Как должен видеть и ощущать себя нормальный среднестатистический мужчина на фоне парочки отъявленных извращенцев?
Будет ли он, англичанин Найджел, (Хью Грант) и дальше мнить себя «нормальным» и гордиться своей холеной и хваленой британской сдержанностью, если его на элегантном пассажирском судне хватает за грудки некий импозантный пижон на инвалидной коляске и начинает почти насильно рассказывать о своей интимной жизни?
О том, как он, американец Оскар (Питер Койот) познакомился когда-то в Париже со своей будущей женой (Эмманюэль Сенье). О том, как они возвели на пьедестал страсть, забыв о любви. О том, что у физической страсти есть пределы, так же, как и у человека есть пределы – границы тела. У любви их нет, потому что чувство относится к области духа. Если страсть не защищена и не возвышена любовью, она разрушает тело и дух.
Чтобы доказать самому себе, что он – не просто банальный пошляк и бабник, не писатель-неудачник, а человек, способный на любовь, возвышающую душу, несчастный инвалид Оскар стреляет в жену, а потом – в себя.
Фильм Романа Полански «Горькая луна».
Не надо мне говорить, что фильм все видели уже по сто раз и все о нем знают... Я смотрела его сегодня впервые.
Они съели и выпили друг друга до дна, обожравшись и пресытившись собственной безудержной похотью во всех ее проявлениях. Они меняют роли: он – жертва, она – садистка, и потом - наоборот. Сценарии любовных игр усложняются, становятся все более иощренными и извращенными, и все меньше остается в них чувства. При этом Полански сознательно обманывает ожидания «любителей клубнички» - фильм позиционирован как «эротический», но никаких откровенно-сексуальных сцен в нем нет.
Эротика рождается из рассказов Оскара, из представлений и надежд Найджела, из каждого движения и слова Мими.
«Я люблю тебя,» - плачет у ног Оскара Мими. «Я буду твоей рабой...» И вот уже Оскар в омерзительной, совсем «несценарной» роли брутального хама, который готов на все ради того, чтобы вышвырнуть надоевшую сексуальную игрушку из своей жизни. Не менее жалка и отвратительна она, красавица Мими, спящая, как собака, на пороге его квартиры, униженная и раздавленная, покорная, на все согласная половая тряпка, об которую он теперь с отвращением вытирает ноги.
Но у нее будет возможность отыграться: спустя два года после их разрыва, ее аборта и его жестокого обмана Оскара сбивает машина. Мими является к нему в больницу и... добивает его так, что Оскар остается парализованным на нижнюю часть тела и навсегда прикованным к инвалидной коляске импотентом...
Былая страсть оборачивается яростным и мучительным поединком оскорбленного самолюбия. Мими мстит Оскару, «ухаживая» за ним, унижая в нем мужчину и человека, как некогда он унижал и растаптывал в ней женщину.
Рассказывая о странностях своей жизни «насквозь порядочному» герою Хью Гранта, Оскар намеренно возбуждает в нем интерес к Мими. Сама Мими с ее имиждем секс-бомбы тоже всячески разжигает его страсть (а он путешествует на корабле со своей женой, красивой, холодноватой, подчеркнуто-рафинированной англичанкой Фионой (Кристин Скотт-Томас).
На фоне Оскара и Мими Найджел выглядит омерзительно, жалко и пошло.
У человека всегда есть выбор. Найджел мог бы спокойно отказаться выслушивать «бредни» Оскара и игнорировать домогательства его жены. Вместо этого он ломается, как манерная институтка, лицемерно изображает «порядочность», кокетничает с самим собой, с Мими, с Оскаром, но втайне жаждет продолжения «горячих историек» об их интимных тайнах. Он упивается собственной значимостью, в которой теперь уверен, потому что для своих откровений Оскар выбрал именно его!
Выбрал, да, безошибочно определив в нем эгоиста, лицемера и псевдопорядочного английского буржуа.
Они уже почти откровенно смеются над ним, но он все же не в силах оторвать ухо от замочной скважины. Он говорит Мими, что влюбился в нее, а ей смешно и тошно его слушать, и она в ответ преспокойно совращает его жену.
Пошлый маленький человечек, возомнивший себя «нормальным женатым мужчиной», на протяжении семи лет «супружества» аккуратно скармливает жене противозачаточные таблетки, давно при этом позабыв про секс. Почти что чеховский герой…
Он говорит ей «дорогая». (Да…видно, что не дешевая.)
Он подает ей пальто.
Он устраивает ей «красивый тур в Индию» на Новый год в честь седьмой годовщины свадьбы.
Как, черт возьми, трогательно.
Он каждую ночь ложится рядом и засыпает с ней в одной постели, которую Оскар метко обозвал «семейной могилой».
Он делает вид, что любит ее, а она делает вид, что верит в его любовь. Исключительно для поддержания «статуса нормальности» и прочих «семейных ценностей». Но и ей в конце концов надоело притворяться, и она «слетела с катушек», переспав с Мими.
Из мести? Да нет же. Из желания испытать хоть раз, что такое страсть.
Может, это был первый и единственный в ее жизни полноценный оргазм :))
А Мими здорово поглумилась над Найджелом, показав ему, на что способна «нормальная замужняя женщина», который осточертел «вегетарианский брак».
Две пары... Одна - семейка извращенцев, чей брак был прилежным исследованием камасутры от первой до последней страницы, и вторая – благопристойная внешне и фригидная до отвращения, как две сонные рыбы в арктических морях...зато – вполне себе светская и «нормальная».
Полански сначала завораживает зрителя смакованием «аморальности и греха», а потом хладнокровно этим же самым ткнет ему в морду. Что? Небось, нравится подсматривать в дырочки и щелочки? Да все вы (то бишь мы) - такие же лицемерные пошляки, как этот трус Найджел…
Что отвратительней в природе брака – внешняя благопристойность, скрывающая холодность и эгоизм, или откровенная аморальность, где страсть разрушает все мыслимые рамки благопристойности, превращаясь в грязный разврат, убивая душу и неминуемо старя и без того дряхлеющее тело?…
Любви нет в этом фильме...есть лишь изнанка ее, отрыжка. Недаром на этом корабле все так часто блюют, страдая от морской болезни. Впрочем, это смотрится куда менее гнусно и физиологично, чем чувство, вывернутое грязной изнанкой наружу.
Луна, черная луна, горькая луна – превращает людей в оборотней, будит в них животные инстинкты, убивает чистоту. Итог - извращенцы мертвы: Оскар убил Мими и покончил с собой.
Пистолет выстрелил, как и положено в дешевых мелодрамах, в последнем акте, и тут Полански явно изменил вкус и чувство меры: это было на редкость дешево и почти оперетточно…хотя и логично.
Вот персонажи второго плана ему удались… Вдовец-индус и его маленькая дочка, бродящая по палубе под дождем, - это семья. Если где-то и живет чистота, говорит Полански, то в детских глазах. Если где-то и живет чистая любовь, то в любви родителей к детям, в нежности, в преданности, в желании понять, защитить, укрыть от невзгод…
Напоследок поделюсь догадкой: фильм Николая Досталя с Хазановым и Розановой, ужасно смешной и насквозь позитивный «Маленький гигант большого секса», снятый в том же 1992-м году, показался мне развеселой пародией на «Горькую луну»… Инвалидная коляска, воспоминания интимного свойства – все присутствует. Вот только закачивается все замечательно, и герои (под луной, прошу заметить! Это ли не аллюзия? ;) И на фоне моря опять-таки!) – торжествуя, победив старость и болезни, предаются любви, хохоча и резвясь, как дети…
Community Info