Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote in drugoe_kino,
Лев Семёркин
lev_semerkin
drugoe_kino

Categories:

«СТОРОЖ», К.Доннер, Англия, 1963г. (7)

.
" я обыкновенный, слабый человек; у меня мало воли, как почти у всех нас. Нужда, обстоятельства, необразованность, окружающий разврат могут загнать меня, как загоняют почтовую лошадь.
Я могу поколебаться, но преступления не сделаю; я могу споткнуться, но не упасть."

Островский «Доходное место»

"что такое, наконец, "я", которому уделяется мною так много внимания: смесь
не поддающихся определению частиц, жалкое, придурковатое
создание, зверек, человек, жаждущий
удовольствий, созданный для наслаждения, ради куска хлеба не
брезгающий никаким ремеслом, сегодня господин, завтра слуга --
в зависимости от прихоти судьбы, тщеславный из самолюбия,
трудолюбивый по необходимости, но и ленивый... до самозабвения!"

Бомарше «Безумный день»


Фильм ставит зрителя в затруднительное положение. Как и пьеса Пинтера, по которой он поставлен (фактически это экранизация знаменитой театральной постановки Клайва Доннера 1960 года).
Зритель привык решать «задачи из задачника». Опираться на неявную дополнительную информацию, например использовать то, что «задача» помещена в определенную «тему», «раздел» (и задачу по теплотехнике надо решать используя формулы теплопроводности, а не закон Ома). Подразумевается, что у «задач из задачника» есть решения (ответ находится на последней странице), что исходных данных достаточно - не больше но и не меньше того, что нужно, чтобы подставить их в нужную формулу и тогда результат сойдется с ответом, который опытный зритель и так уже предчувствует с первых же кадров.
Даже пьесы театра абсурда, направление к которому приписывают Пинтера, например «Носороги» Ионеско или «Счастливые дни» Беккета, это «пьесы из задачника», из раздела «театр абсурда».

«Сторож» - задача, выводящая за пределы граничных условий, которую надо решать в условиях недоопределенности, нехватки исходных данных, а главное без гарантий, что ответ вообще существует.
Здесь с самого начала (и до самого конца) ясен только один персонаж – бродяга Дэвис. Очень театральная, то что называется самоигральная роль, подарок судьбы для харАктерного актера. Этот персонаж целиком «от мира сего», из мяса и костей. Можно даже сказать больше – это единственный в пьесе представитель рода человеческого, а потому зрителю приходится принимать Дэвиса «на свой счет», отождествлять себя с Дэвисом (больше не с кем), как бы это ни было неприятно зрителю. От Дэвиса (от человека) дурно пахнет, Дэвис (человек) одинок, ленив, труслив (или нагл, смотря по обстоятельствам), грязен (грязные руки и грязные мысли). Он изворотлив и плутоват, эдакий Фигаро 20-го века, саркастическое доведение до абсурда, до предела идеи «свободного человека». Андрей Миронов (вспомним монолог Жадова или ночной монолог Фигаро) был бы идеальным исполнителем роли Дэвиса на русской сцене, эта роль была бы печальным завершением его актерской темы. Я видел в этой роли Валерия Прохорова в театре «ОКОЛО», он хорошо сыграл первый план, такого узнаваемого русского бомжа – прямо с площади трех вокзалов. Дональд Плезенс сыграл бомжа английского, отличия незначительны, вплоть до стандартного «понаехали тут» (видимо больная тема для Пинтера, чьи предки «понаехали» в Англию, причем чуть ли не из Одессы).

Два других персонажа, два брата - Астон (Роберт Шоу) и Мик (Алан Бейтс), с самого начала озадачивают. При этом зритель находится по отношению к ним ровно в том же положении, что и Дэвис, а это дополнительный повод смотреть на происходящее глазами Дэвиса и следовательно смотреться в Дэвиса, как в зеркало.
Братья явно не принадлежат нашему миру, их мотивы находятся за пределами понимания, возможно они пытаются обустроить дом и сад, но дело идет очень медленно, по отношению к Дэвису они ведут себя как добрый и злой следователь, один дает, другой отнимает, один приглашает, другой пугает (внезапное появление Мика самая кинематографически острая, хичкоковская сцена фильма, в театре такое было невозможно). Но считать одного богом, а другого дьяволом было бы чересчур. Скорее, это два ангела – светлый и темный. Причем ангелы не из христианской традиции, а из восточной, два духа или два дзен-буддистских монаха, а может их привезли/вызвали квартиранты-индусы (те, кого Дэвис зовет «черномазыми»)? Столкновение запада и востока и на бытовом (ксенофобском) и на философском (сочетание религиозных традиций) уровне - одна из скрытых тем пьесы и фильма.
Поскольку это существа не нашего мира, мы, как и Дэвис, видим только их тень, проекцию, только фрагмент диалога, который они ведут между собой и догадаться о содержании диалога по фрагменту нельзя, мы не знаем правил, существующих в том мире. Пинтер и Доннер не играют со зрителем в поддавки, не пытаются свести ангельское к человеческому, разжевать и сделать понятными. Это не ангелы Вендерса из «Неба над Берлином», которых можно понять и даже посочувствовать им. При этом в «Стороже» нет никакой мистики, он снят в безыскусном стиле английской новой волны начала 60-х, в обстановке, реальной на 100%, холодной английской зимой, в настоящем доме (а не в павильоне).

Для того, чтобы вступить в контакт с Дэвисом (с человеком) ангелы принимают облик двух братьев, облик самый ординарный. Человек воспринимает их в меру своей испорченности (греховности), пытается обмануть, служить обоим господам сразу и совершенно не понимает, что попал не в сюжет, а в притчу. Он думает, что его нанимают сторожем. А может быть это братья являются его «сторожами» (ангелами-хранителями), а может "сторож" это Мик (он сторожит дом и присматривает за больным братом). А может человек не хозяин себе, а только "сторож" своей бессмертной души. Все вопросы остаются без ответа.

Финал притчи – открытый. Дэвис задает Астону вопрос, вопрос повисает в воздухе. Астон безмолвствует. Он стоит отвернувшись к окну и смотрит в сад, во время этой паузы мы (зритель и Дэвис) смотрим ему в спину и кажется начинаем что-то понимать, но тут фильм обрывается.
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments