Параллели с советским союзом и сегодняшним днем, параллели сопрано и мецо-сопрано, параллели с Феллини и Учителем. 65 минут на одном дыхании.
А когда идут титры, уже не веришь что это было всего-лишь 65 минут. "Это естественно - питаться чужим искусством", - снисходительно-ласково вещает Литвинова, нежно бросая в огонь живую канарейку. "Главное - уметь питаться правильно", - и платье бывшей оперной примы, сшитое из нотных страниц и газет, вспыхивает огнем зависти другой бывшей дивы. "Одна балерина мечтает о смерти другой балерины. Одно сопрано ненавидит другое сопрано."
Ираклий Квирикадзе, перед покзам фильма, скромно заметил, что они с Хадамовым просто делали фильм для себя, не рассчитывая ни на успех, ни на призы фестивалей.
Наверно именно поэтому фильм - как глоток свежего воздуха, яркий, даже легкий, проникает внутрь тебя каждым кадром, и как на арфе, по одной, пересчитывает струны души и подсознания.
От резкого к сепии, от холода снега - к теплу ковров, от голосов Джамановой и Тулигеновой - к нежно-советскому голосу переводчика. Ещё костюмы Дектярюка и Пеннера. И общечеловеческие ценности, поучительным тоном а ля совьетИк.
"Опера и балет - искусство великих царей и императоров, и больших коммунистов", - внушает певице ведущая оркестра. "Пуччини, Тоска. Исполняет Джаманова". Опера, сопрано и мезо-сопрано, ускользнувшая красота дивы,зависть одного талата другому, красота жизни.
"Дьявол часто прячет рога. Он одевает маску, и то, что мы видим - обратная сторона луны. <...> Жизнь учит остерегаться. Но луна всё же прекрасна". Прекрасна, как Литвинова с голыми ногами на санках, как "Травиата" Верди и "Жизнь и любовь женщины" Шумана. Как ведущая концерта, которая то мечет ножи, то яблоками забивает до-смерти певиц. Прекрасна, как "поймать пулю телом". Как сигареты "Прима" и чай в подстаканнике, на столе актрисы; как белый котенок на рояле, как большеглазые казахские дети.
"Герой ищет катастрофу". Литвинова рядом с белым каменным орлом сыпит лепестками белых пеонов. "Без катастрофы герой не возможен." Сраженная красотой голоса соперницы, женщина ласкат овец в сарае, а после - поджигает сопернице платье.
"Я вас не навижу, - кричит ведущая, - вы все неудачницы!"
Звучит "Тоска". А может, тоскА. Фильм безупречен, и "снисходительно-ласково" жесток. Как всякая красота - жестока.
Community Info