Этот фильм поставлен по одноименной книге Стивена Кинга. Посмотрев ранее этот фильм, прочитала и само творение :) По моему мнению, сценаристы с режиссером от сути книги ушли недалеко. После первого просмотра чувства к этому фильму были довольно противоречивы. Но после второго...
Тихий американский городок. Обычный американский школьник. Обычные родители, гордящиеся своим мальчиком, способным учеником. Этот очень одаренный мальчик любил историю. И вот он, американец, добрался до истории Второй Мировой (обычно к американским фильмам, в которых затрагивается тема войны, я отношусь заранее предвзято. Первой мыслью было: Неуж-то Кинг прочитал какую-либо умную книгу? :) ) Тодд Боуден, наш главный герой, был впечатленсобытиями неизвестной ему войны, особенно красноречивыми фотографиями с жертвами фашистских издевательств. В принципе, фотографии в книге о зверствах "коричневой чумы" были довольно стандартны для тех, кто этим интересуется. На последнем кадре такого вступления видно лицо одного из комендантов лагеря Патен. Внимательно вглядевшись в фотографию, паренек узнает старика-соседа. Он долго думал, прежде чем заявиться к нему с новостью о том, что дедуля является фашистским преступником. Но вот он стоит перед дверью. Он набрался мужества, открывает знание их общей пока тайны. Взамен молчания юноша потребовал одного: кошмарных подробностей, "чернухи". (Кстати, довольно хороший перевод, со сленговыми словами). И на этом моменте мое отношение к фильму как к легкому кино заканчивается.
Дальше Тодд день за днем ходит к Курту Дюссандеру, который рассказывает емуза днем во всех подробностях, как производились массовые убийства заключенных в концлагерях. мне как зрителю было довольно тяжело воспринимать эти истории. Но чем больше Тодд приходил к зловещему нацисту, тем больше сам попадал в сети своего неестественного любопытства. Он больше не может ни о чем думать, как об этих людях, задушенных в газовых камерах. Особенно впечатлил момент, где он заходит в душ, а ему чудиться, что это он в газовой камере. Его мучают кошмары, он становится жесток, убивает раненого голубя (сцена очень показательна, хотя ее нет в книге). И тут на его голову сваливается еще одна проблема: плохие отметки и вызов родителей в школу. Но способный ученик не может допустить этого, иначе раскроется эта преступная связь. Теперь старик и ученик зависят друг от друга. Старик шантажирует Тодда тем, что он как непорядочный американсикй гражданин не донес на него.они смогли выпутаться. Но их связь после этого становится еще крепче и безысходней, она привела к убийству случайного свидетеля того, как Тодд заставил старика маршировать в форме СС. С момента убийства этого человека, события развивались с неимоверной скоростью: сердечный приступ Дюссандера, страх Тодда перед ответственностью, разоблачение и самоубийство нациста (хотя здесь получилось банально: случайно в больнице оказался старый еврей, бывшая жертва этого же нациста, неправдоподобно уж), фото в газете этого нациста, узнавание этого "дедушки" Тодда, убийство учителя, убийство главного героя. Сколько зла может принести простое любопытство...
В связи с этим вспомнился "Реквием по мечте". Ведь это фильм не столько о наркотиках. Так и "Способный ученик" - фильм не о нацизме. О том, куда нас заводит тяга человеческого к смерти, наше любопытство, можно даже сказать, какова роль случая в нашей жизни. Мог ли Тодд подумать, что простой интерес (а собственно не такой уж и простой) приведет к таким ужасающим последствиям?! События развиваются как по спирали, довольно закономерно и органично, но ужасающе. Смотря фильм, я вместе с героем погружалась в атмосферу неподдельного ужаса и безвыходности ситуации. Выходом могла быть тольо чья-либо смерть, она последовала и привела к новым смертям, она, как и зависимость сначала старика от мальчик, повлекла в пучину кошмара. Также впечатляет нешаблонность концовки фильма. Здесь нет слащавого хэппи-энда. И фильм сам по себе довольно неординарен. Ведь чтобы заставить зрителя сопереживать, нужен недюжинный талант создателей.
Процитирую описание к книге :
Что автор хотел сказать своей книгой? Может быть, хотел напомнить о зёрнышке тьмы, которое есть в душе каждого человека. Если это зёрнышко вовремя поливать и хорошенько ухаживать за ним, рано или поздно оно подчинит себе душу. И тогда в душе у когда-то хорошего, в общем-то, человека не останется ничего, кроме тьмы.
Фильм оставил после себя неприятный осадок, состояние легкого шока, но хочется все-таки пересматривать сам фильм еще раз и еще раз...
Community Info