У Вырыпаева место и время условны и, если бы события развивались в поселке не у реки Дон, а, скажем, на берегах Волги и на двадцать-сорок-пятьдесят лет раньше, сюжет бы абсолютно не пострадал, ибо он абсолютно стерилизован, очищен от любых проявлений повседневной жизни. В нем есть место только трагедии, в полном, классическом смысле этого слова. С классическим сюжетом, с предсказуемым с первых кадров финалом.
Однако во время просмотра картины не задумываешься, насколько правдоподобны эти деревенские жители, разыгрывающие на берегах Дона трагедию в духе Софокла. Это потом уже, вспоминая и анализируя, можно сказать себе, конечно, неправдоподобны. И мат у них какой-то слишком интеллигентный получается, и косноязычие главного героя слишком надуманно, да и не ведут так себя в реальной жизни, не тыкают вилкой в грудь любовнице мужа и не отстреливают любовников жены.
Так и не надо этого всего, «Эйфорию» надо воспринимать исключительно как искусство, не претендующее на правдоподобное отражение реальности, не запихивающее себя в рамки обыденности. Вырыпаев снимает по законам античной трагедии. Здесь тебе и сила слепого рока, и маленькая фигурка человека, не способная ему противостоять, и главное – великая сила катарсиса. Не надо сравнивать, пытаться копать глубже, выискивая вторые смыслы, не надо вставать в позу Станиславского и кричать: «Не верю!». Просто почувствовать и только прочувствовать. Фильм – эмоция, а для анализа есть тысячи других хороших фильмов.
Community Info