IM (epikriz) wrote in drugoe_kino,
IM
epikriz
drugoe_kino

Category:

Самые плохие фильмы на свете

  
Жена говорит мужу:
- Ну ты и идиот! Ты такой идиот, что на конкурсе идиотов занял бы второе место!
- А почему второе а не первое?
- Да потому что ты идиот!
(анекдот)



Всего через два года после того, как режиссер Edward D. Wood Jr. (он же Эд Вуд) умер нищим алкоголиком, его "фантастические" фильмы неожиданно обрели культовый статус. Случилось это после того, как изданная в 1980-м книга "The Golden Turkey Awards" присвоила ему звание "Самого плохого режиссера", а его фильму "Plan 9 from Outer Space" – статус "Самого плохого фильма в истории кинематографа". Дальнейший вклад в мифологический образ Вуда внес сделанный с большим сочувствием квази-биографический фильм "Ed Wood" (1994) режиссера Тима Бёртона c вездесущим Джонни Дэппом и Мартином Ландау, получившим за эту работу Оскар.

Статус "самого плохого режиссера" привлек большой интерес как к фильмам, так и с бесчисленным литературным работам Вуда. В 1998 году по одному из его нереализованных сценариев был снят фильм "В день моей смерти я проснулся рано" c участием Кристины Ричи. Внезапный спрос на творчество "самого плохого режиссера" как со стороны знатоков кино, так и со стороны "массового зрителя" убедительно сигнализирует нам о том, что если в статусе художника присутствует слово "самый", то уже не важно, какие слова следуют за ним. Многочисленные удивительные подробности биографии, навроде склонности Вуда одеваться в женскую одежду (Вуд утверждал, что носил лифчик даже под формой морского пехотинца во время войны), только добавили выпуклости его культовой фигуре.

Разумеется, торговую марку "самый плохой" не стоит воспринимать буквально. Думаю, что любой из нас без труда сможет назвать и гораздо более скверные фильмы, чем творения Вуда. Это правда, что его режиссура подобна детским каракулям, игра актеров смехотворна, а декорации настолько хлипкие, что могут упасть, ежели, к примеру, кто-нибудь случайно чихнет. Но во всем этом, безусловно, присутствует и определенное обаяние, которое обычно приписывают удивительному энтузиазму Вуда и его страстной любви к кинематографу, заставлявшей его снимать фильмы буквально любой ценой. Хронический недостаток финансирования вынуждал Вуда идти на уступки любому, кто только даст денег. По требованию совершенно посторонних для киноиндустрии людей он делал изменения в своих сценариях, менял названия фильмов, а также снимал спонсорских родственников, пожелавших сделаться артистами. Настоящим памятником неадекватным спонсорам стал финал фильма "Невеста Монстра" (1955), в котором битва ученого-маньяка с резиновым осьминогом неожиданно заканчивается атомным взрывом, добавленным по требованию продюсера, который таким поучительным финалом хотел предупредить зрителя об опасностях ядерной войны.
Забавно, что хотя в поисках денег на новые проекты Вуд явно был готов продать спонсорам собственную душу, получилось, некоторым образом, наоборот – случайно получив финансирование от Баптистской Церкви Беверли Хиллз, Вуд был вынужден спастись, пройдя обряд крещения совместно со всей своей съемочной группой.

Я думаю, что сегодняшние зрители смотрят фильмы Вуда примерно с теми же чувствами, с какими мы смотрим на автомобильную аварию, встретившуюся по дороге. Или вообще на людей, оказавшихся в жалком положении. Смотрим с откровенным любопытством, но и с сочувствием. Редко можно прочитать негативный отзыв о фильмах Вуда. Статус "самого плохого" надежно защитил его от любых нападок. Наоборот, зрители стараются найти в его фильмах "что-нибудь хорошее", пишут, что "несмотря на" и т.д. Наиболее известные произведения Вуда даже породили что-то навроде городских легенд. Некоторым эпизодам приписываются забавные нелепости, которых в них на самом деле нет. Например, один из известных анекдотов утверждает, что оканчивавший свою карьеру в фильмах Вуда легендарный исполнитель роли Дракулы Бела Лагоси (Béla Lugosi) в одной из сцен "Невесты Mонстра" вместо "harmless as a kitten" ошибочно произнес "harmless as a kitchen". Смешно, но неправда.

Вместе с тем вполне реальные технические и сюжетные ошибки, нестыковки и нелепости встречаются в фильмах Вуда настолько часто, что могут считаться неотъемлемой частью его творческой манеры. Недостаток средств и времени часто вынуждал Вуда снимать целую сцену за один единственный дубль. В результате на многие сцены лег отпечаток хаоса. В фильмах Вуда ночь может сменить день по нескольку раз за эпизод, в кадре видны микрофоны, подставки и веревки, а некоторые герои выглядят так, словно забрели сюда со съемок какого-то другого фильма. Особенно празднично смотрятся не слишком ловко вставленные в визуальный ряд архивные кадры с документальными съемками экзотических животных или военных действий. В результате зритель может наблюдать незабываемые "комбинированные" сцены, в которых, например, советские зенитные установки "Катюши" обстреливают летающие тарелки из враждебной галлактики.

Доброго слова заслуживают и актеры, занятые в самых плохих на свете фильмах. Еще с тех времен, когда израненный ветеран войны Вуд работал чудищем в бродячем балагане, где откусывал головы живым курицам, у него выработалось чутье на экстравагантных персонажей. В результате он собрал вокруг себе настоящее freak show, наиболее известными участниками которого были дряхлый и наморфиненный Дракула-Лагоси, уволенная с телевидения "мертвая девушка" Vampira, а также 140-киллограмовый шведский борец Тор Джонсон, жуткая физиономия которого стала прототипом для чрезвычайно популярной в США маскарадной маски. Взаимоотношения между соратниками, как и подробности создания фильмов Вуда обросли большим количеством мифов, проверить которые очень сложно по причине противоречивых показаний участников событий. Но это уже и не важно, поскольку жизнь Эда Вуда сама отчасти стала мифом, превратилась в искусство. А это значит, что у истории оказался вполне хороший конец. Страстная любовь Вуда к кинематографу в результате оказалась взаимной. Откудова проистекает мораль: Быть "самым плохим режиссером" гораздо лучше, чем быть просто плохим режиссером.
 


Эд Вуд в роли жениха
Subscribe

  • РАЙ. Вера. Надежда. Любовь.

    Ульрих Зайдль Трилогия "Рай". Вчера досмотрела последнюю часть - Любовь. Смотрела в своем собственном порядке. Первым в списке оказалась…

  • Кинематограф. "Открой глаза" на "Ванильное небо"

    Точно — не на один просмотр фильм! Почему фильм здесь у меня в единственном числе?.. А вот американцы любят успешные…

  • Недетское road movie

    Четыре фильма совсем не для детей О «Bad Santa» не будем, хотя конечно фильмец – самое оно по сабжу. К тому же обзор на этот…

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments

  • РАЙ. Вера. Надежда. Любовь.

    Ульрих Зайдль Трилогия "Рай". Вчера досмотрела последнюю часть - Любовь. Смотрела в своем собственном порядке. Первым в списке оказалась…

  • Кинематограф. "Открой глаза" на "Ванильное небо"

    Точно — не на один просмотр фильм! Почему фильм здесь у меня в единственном числе?.. А вот американцы любят успешные…

  • Недетское road movie

    Четыре фильма совсем не для детей О «Bad Santa» не будем, хотя конечно фильмец – самое оно по сабжу. К тому же обзор на этот…