Алексей Юсев (yusev_alexei) wrote in drugoe_kino,
Алексей Юсев
yusev_alexei
drugoe_kino

Categories:

«Иллюзионист» Бергера. Взгляд на развал монархий с позиции теории заговора

Фильм Нила Бургера «Иллюзионист» интересен не только потому что своим содержанием несет какие-то отражения с реальными событиями прошлого, но и тем, что своим построением соответствует некоторым реакционным политическим взглядам.
Своей структурой «Иллюзионист» представлят собой две части – история Айзенхайма до ареста, чьим флэшбеком фильм начинается и событиями последовавшими после, имеющими актуальное, не ретроспективное отражение, и отсюда заведомо непредсказуемыми. Первая часть имеет явные и заведомо заложенные параллели с Новым Заветом. Прежде всего Айзенхайм (тогда Абрамовитц, но почему это имя не называется скажем позднее) родился в семье краснодеревщика, по Библии Иисус – в семье плотника. Волшебник привидевшийся мальчику имеет много схожестей с Моисеем, чьм преемником стал Иисус в традиции христианства. Волшебник, как и Моисей сидит под деревом и обращает предметы один в другой, включая лягушку (по Библии – Бог послал на Египет через Моисея жаб). По фильму старый волшебник исчез передав мальчику свой дар. Айзенхайм уходит в скитания будучи юношей, что повторяет годы Иисуса проведенные неизвестно где. Даже места – Азия, совпадают у героя фильма и христианского пророка (почему фигурирует Россия скажем опять позднее). Странствует он по сюжету 15 лет, и если прибавить эти годы к примерному возрасту юноши, то полчится практически возраст Христа. Возвращается Айзенхайм настоящим кудесником и просто-таки начинает творить чудеса. Именно чудеса, а не фокусы. Его умение, другими словами открывшийся дар, находит себе врага в лице наследника трона Австро-Венгрии. И здесь налицо классический конфликт, получивший развитие в фильме в противостоянии Айзенхайма и старшего инспектора полиции, как прообраз имевшего место схождения Иисуса и Понтия Пилата, отвечавшего за вверенную ему колонию. По фильму (первой части) мы не можем сомневаться в даре Айзенхайма. Подталкивание к сходству с мессией проявляется, например, в нескольких сценах в кафе и ресторанах – Айзенхайму настойчиво предлагают поесть, но всякий раз он отказывается.

В сцене, действие которой происходит в дворце у наследника, куда Айзенхайма пригласили дать представление, видна явная аналогия с Салическим законом. По рассказанной легенде меч из камня мог вынуть лишь настоящий наследник трона. Но этот принцип более известен в Европе, как Салический закон – наследование власти по крови; попутно полномочия монарха освящаются Церковью, как правоприемника Бога на земле. Именно Церковь своим авторитетом и фактом своего существования обеспечивала монархии процедуру преемственности. Наследник эрцгерцог Леопольд не без труда, и явно с помощью Айзенхайма, вытаскивает меч, вокнутый в пол.
Таким образом перед второй частью мы имеем: иллюзиониста – аналога Мессии, плохого правителя-убийцу, который хочет убрать фокусника. Наши симпатии целиком и полностью на стороне Айзенхайма, и другого мнения здесь существовать не может!
Обратимся же теперь к истории, знатоком которой впервые экранизируемый Стивен Миллхаузер, лауреат Пулитцеровской премии, чей рассказ лег в основу фильма, себя зарекомендовал. В фильме описываемые события датированы началом ХХ века. И если показанный в фильме император Франц Иосиф, существовал на самом деле, то его наследника звали не Леопольд а Франц Фердинанд (Габсбург). В фильме раздражение наследника, и его причину совершить заговор против отца, вызывает желание того передать власть «группе безродных людей», то есть парламенту. Но Австро-Венгрия уже была парламентским государством, и таким образом, возможно, речь может идти о 1848 году, когда сформировался упомянутый строй. В любом случае речь у Леопольда идет о смерти империи как формы государства. И в этом свете его самоубийство выгляди как отказ империй бороться за свое существование, что собственно в начале ХХ века и происходит. И здесь понять досконально о каком времени распада Империй, и вообще распада или уменьшения полномочий в виде парламентов, можно лишь по образу их врага, заявленного в фильме как Айзенхайм.
По отдельным точкам зрения, нашедшим отражение в многочисленных теориях (заговора), в этих деструктивных для империй процессах виноваты евреи. Именно они, как обладатели характерной внешности (борода) мелькают в голове у уже бывшего инспектора полиции, когда он понимает что к чему. Он, обманным путем становится помимо своей воли инструментом в руках группы лиц, которые вступили в сговор с Айзенхаймом
Самой структурой фильма, разделенной на две части, история видится нам как плод заблуждений населения некоторых европейских стран, свергнувших монархию. Прежде всего речь пойдет и о России, куда в своих скитаниях заходил Айзенхайм. Именно коммунизм и социализм явились в ХХ веке могильщиками империй. И главный идеолог коммунизма Карл Маркс имел в глазах некоторых противников явный национальный признак (хотя он сам официально от него отрекся). Именно социализм по аналогии с внушаемым нам создателями фильма идеями, был надеждой населения многих стран, когда оно поддержало слом монархии. Та самая вера в чудо – чудо идей коммунизма и социализма. Но Айзенхайм, чью настоящую фамилию, ненамного отличающуюся друг от друга, объявил старший инспектор, - не творит чудеса. Он манипулирует зрителями, о чем даже не стесняется говорить перед всеми, якобы под давлением полиции.

Девушка – герцогиня фон Ташен, играет существенную роль в фильме. Она есть ключ к власти. Именно связав с ней свою судьбу эрцгерцог может стать императором. Но именно разное классовое происхождение (где, кстати, родителей мальчика называют крестьянами) – причина невозможности сближения будущего фокусника и герцогини. Это еще один довод в пользу «следа социализма». И когда в финале влюбленные сходятся, то они селятся в укромном месте, как олицетворение убежденности, что с определенных пор Европой тайно правит еврейский капитал (который, кстати, мелькнул в фильме открыто – Айзенхайм передает фон Ташем чемодан с деньгами, и она целует его в ответ). С чертами Айзенхайма, тонко пытающимися нам намекнуть на его еврейское происхождение, - вообще забавная штука. Чего стоит эпизод подаяния милостыни нищим мальчишкам. Он говорит им – «Вы богаты!», и начинает практически делать деньги из воздуха. Тонкий намек на «вечную» профессию ростовщичество. Приемом же долгого неназывания настоящего имени фокусника, сценарист хотел максимально отвратить нас до поры до времени от аналогий с символической природой происхождения фокусника. Недвусмысленен и выбор актера на главную роль – имя Эдварда Нортона напрямую связано с национализмом после его роли в «Американской истории Х».
В заключение хочется сказать, что взгляд Миллхаузера на историю ХХ века помимо реакционности однобок и недоказуем. В случае «Иллюзиониста» мы имеем дело с версией, неподтвержденной хотя и распространенной

Иллюзионист
The Illusionist
Чехия, США, 2006
Режиссер Нил Бургер
В ролях Эдвард Нортон, Пол Джаматти,
Джессика Бил, Руфус Сьюэлл
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments