Top.Mail.Ru
? ?

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Flag Next Entry
Страна приливов - Tideland (реж. Т. Гиллиам, 2005)
облом
bs_chvstvnn wrote in drugoe_kino
Alice in Yylland.

Один из признанных ветеранов фронта авторского и в меру неформатного кино, Терри Гиллиам, человек, чьё фамилие можно вписать в один ряд с квазибогоравными Джармушем, Кроненбергом, Линчем и Вендерсом, и человек, приложивший обе руки к легендарному «Летающему цирку Монти Пайтона», выдал новый фильм. Прочитайте еще раз предыдущее предложение, со всей серьезностью отнеситесь к пафосу эпитетов, прибавьте мысленно Джеффа Бриджеса и проговорите мысленно же словосочетания «самая многообещающая из юных актрис» и «технически безупречный». Теперь согласитесь, что вопрос «стоит ли смотреть?» в данном случае риторический как никогда.



К максимально краткому слову о технической соcтавляющей, "Страна приливов" едва ли не самое впечатляющее в этом плане творение Гиллиама. Даже наиболее коммерческий из всех его фильмов - "Братья Гримм" - смотрится, пожалуй, бледнее. Оговориться (я про "едва ли") меня заставляют только "Приключения барона Мюнгхаузена", которые вышли какими-то вовсе умопомрачительно масштабными, взрывными и эффектными, особенно с поправкой на год выпуска. То есть, самого себя в плане визуальном, декорационном и спецэффектном Терри Гиллиам не превзошел, но вплотную к тому приблизился. Порадуемся и этому, так как после "Братьев Гримм" о больших бюджетах нашему кудеснику остается только сладко грезить, по крайней мере, некоторое продолжительное время. Да, несправедливо, да, чудовищно, но - факт.

Планку, заданную техническим уровнем, держит (да что там держит - перепрыгивает) и актерский состав. Более того, здесь нас ждут настоящие открытия. Малолетнее дарование Джодель Ферланд показывает на дверь из нашего сердца не кому-нибудь, а самой девочке-мегаактрисе Дакоте Фаннинг, и спорить тут будут разве что домохозяйки. Подружка "Мишки Криззи", конечно, само очарование и прелесть, но, кажется, навсегда уже обречена играть роли милых девочек с мудрым взглядом светлых глазенок. И о ролях, подобных Шерон-Алессе из "Сайлент-Хилла" или, теперь, Джелайзы-Роуз из "Страны приливов" мечтать может чем дальше, тем меньше. Для почитателей «другого» кино смена объектов умиления очевидна. Игру Дакоты можно сравнить с игрой талантливого купидона с рисунка на упаковке хороших конфет, она плывет в спокойном мейнстриме в окружении милых форматных дядек навроде Шона Пенна или Дензела Вашингтона. В таланте же и внешности нашего нового «удивительного ребенка» есть что-то такое потустороннее, даже бесовское, легко становящееся жутким и порочным. И, к вопросу об универсальном актерском мастерстве, я легко могу представить Джодель Ферланд, идущую, с, скажем, Томом Крузом в школу, но никак не могу вообразить Дакоту Фаннинг, танцующую под кровавым душем или спящую на груди свежесделанного чучела человека. О том, что попутно с ролью Джелайзы-Роуз в «Стране приливов» наше чудо умудряется играть еще несколько, умолчим – смотрите кино.

Остальные лицедеи в «Стране приливов» ничем особенно не удивляют, но не остановиться на двух из них было бы просто оскорблением кинематографа бездействием. Дюдя Бриджес, кажется, еще больше играет самого себя, чем в "Большом Лебовском" и о каких-либо «вершинах актерского мастерства», как, кстати, и в случае с Дженнифер Тилли, речи, к сожалению, не идет. Ее, речь, уместнее вести о приятной встрече со старыми знакомыми, имеющими очень разной величины заслуги перед кинопоклонниками (что-то я не припомню за трэш-секс-бомбой Тилли ролей в фильмах уровня "Короля-рыбака" или "Большого Лебовского"), но смотрящимися в равной степени очень даже на своем месте. Очень органично смотрящимися. Знаете, это как попытаться представить кого-то на месте Сергея Бодрова-младшего в "Брате". Не получается? Вот, а теперь давайте назовем С. Бодрова-мл. великим актером. Опять не получается? О чем и речь.

Неправдоподобно сыгранных ролей в фильме, понятное дело нет, а, значит, в рассказанную историю веришь. Слова «рассказать историю» вкупе с деревом на обложке вызывают, кстати, очень справедливые ассоциации со сравнительно недавним творением Тима Бертона. Очередную сказочную историю нам рассказывает современная Алиса Джелайза-Роуз, милый и умный ребенок с далеко не самой простой судьбой. Ее приключения имеют место посреди совершенно натурального бытового ада, а потому будут даже пострашнее сюрреалистических похождений шванкмайеровской Аленки. Но, поскольку возможности сравнить свою долюшку с другими у нашей героини нет, мы с вами становимся свидетелями того, как ведет себя и воспринимает окружающую действительность милый и добрый ребенок сначала посреди социальной грязи, а потом и вовсе в пучине какого-то гротескного кошмара, фантасмгорических страха и ненависти. И тут будет чему поучиться и чему удивиться, от чего скривиться и от чего прослезиться.

Если не принимать во внимание того, что "Страна приливов" – это фильм про детей, про детское восприятие, чаяния и потребности, в ней можно увидеть много разного, да всё не того: социальную агитку на тему "пьяница мать - горе в семье", асоциальную чернуху про педофилию и нимфоманию, таксидермистско-некрофильский трэш. Но при этом не заметить, что это фильм про непосредственность, про привязанность, про то, что каждому ребенку нужно внимание, и что в самой жуткой беспросветности можно найти светлое и занимательное, надо только самому абстрагироваться от собственных познаний и опытов в области грязи.

Если не брать в расчет "Монти Пайтона" (хоть как же можно его не брать?), то, с точки зрения ханжеватого обывателя, "Страна приливов" - самый циничный и наиболее богатый разновсяческими извращениями фильм Гиллиама. Так и хочется закричать что-то вроде: "Как смел сей моральный урод втянуть такое юное дитя в свою эту вакханалию?" Но попробуйте пересилить отвращение, взглянуть на происходящее глазами ребенка, и вы поймете, что вся выпирающая грязь - это отражение ваших личных гадостей или вашего знания о них. Для ребенка же это все часть игры, часть его собственной Волшебной страны, и "детства чистые глазенки" в распоследней старческой педофилии могут увидеть только хорошее. Все мы рождаемся чистыми и, предоставленные сами себе, можем довольно продолжительное время не давать прилипнуть к себе окружающим нас помоям. И чем дольше мы будем сохранять свои детские качества, тем дольше продержится этот иммунитет.

А если для полого счастья человеку нужно достичь Страны приливов, где каждый - король или королева, то взрослый, суетясь в липком тумане повседневности, будет собираться уехать туда всю жизнь и умрет, хорошо если завидят ее в самый последний момент хотя бы на горизонте. Для ребенка же она существует прямо здесь и сейчас, где угодно, в каждый момент. Ему хочется только, чтобы кто-нибудь еще смог разделить радость пребывания в ней, одному ведь далеко не так весело исследовать все ее тайники и подземелья, все ее бездонные кроличьи норы и волшебные платяные шкафы. Иногда кажется, что все напасти мира ничто по сравнению с банальным одиночеством, и эти же все напасти мира вдвоем можно запросто распинать. Кроме того, мы же с вами прекрасно знаем, что королем или королевой сказочной страны вполне можно стать и самостоятельно, но вы можете вообразить по-настоящему счастливого одинокого правителя Волшебной страны? Нет? А хотя бы раз встречали счастливого одинокого человека? Снова нет? О чем и речь.


promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

Отличная рецензия) Подпишусь под каждым словом, особо учитывая что сквозь слипающиеся веки читаю вместо "для полного счастья" - "для полового счастья". О чем и речь, вся грязь которую мы видим - в нас.

Наверное, самый лучший фильм, который я смотрел пока в этом году.

+1!3 раза уже пересматривал

Фильм своеобразный, необычный, качественный во всех планах. Его главная заслуга в том, что его можно смотреть и трактовать через призмы не только своего восприятия.
Рецензия неплохая, но я по-другому его оценила и пропустила через себя.

Спасибо. Не поделитесь своими мыслями?

Да, фильм клёвый, но всё-таки чересчур гиллиамовский. Если бы взять среднее арифметическое между ним и "Братьями Гримм", то получится идеальный (с моей точки зрения) баланс между Гиллиамом и продюсерами.

На мой взгляд, адекватная рецензия есть вот тут.

1) Вы хотите взять среднее между попсом и совсем уж попсом?
2) так это ж Отец!

"Страна приливов" пытается визуальными способами показать внутренний мир человека, но в своем финале банально скатывается к тому, что показывает потенциального террориста-крушителя поезда как человека с нарушенным восприятием действительности. Неприятный крен после "Бразильского" нонконформизма.

Re: О приливах

>показывает потенциального террориста-крушителя поезда как человека с нарушенным восприятием действительности

Убейте, не вижу преступления.

Надо итить. Ничего не поделаешь.

Хорошо изложено! Хотя местами заносит.
Зачем уж было к Гилламу "Брата" приплетать. Нельзя так.

И не надо обижать Дженифер Тилли. Отличная актриса. Ее роль в фильме "Связь" - классика.

И жаль что в фильме нет какого-нибудь злостного Дэйвида Боуи. Не помешал бы.

В чем преступная суть приплетения?
За Тилли простите.
Дэйвид Боуи, кстати, снялся в каком-то фильме про негров-гопников и этот фильм был совершенной блевотиной.

Папа-наркоман, мама и ее шоколадки, Джелиза-Роуз и ее куколки, сперва за них говорила девчонка, потом они уже обрели дар речи в ее сознании, кроличья норка, новые друзья и страрый дом бабушки с бесконечным шкафом. Другой мир, существующий независимо от привычных большинству законов и устоев )
Фильм произвел необыкновенное и неизгладимое впечатление))) Детское восприятие... Ураган эмоций и большое количество моментов, о которых вспоминаешь оч часто)))


И все равно ничего лучше чем "Мюнхгаузен" и "Бандиты времени" он уже не снимет.
Слишком стар стал.

"Бр.Гримм" оказались флопом. В фильме не было главного - души. А по спецэффектам "Эпизод 3" все равно не обойдешь

Позор Терри Гиллиаму!

Позор Терри Гиллиаму! Позор человеку, который снял когда-то потрясающую "Бразилию".
Как можно было снять такую бредятину, такую немыслимую охинею, как "Страна приливов". И дело не в персонажах, которые вызывают только отвращение и никакого интереса, не в сюжете, которого, кстати, почти нет, не в безосновательных претензиях режиссера на глубину и содержательность образов. Дело в том, что кино просто скучное, невыносимо скучное. Почти сразу становится ясен несложный набор задумок Гиллиама (идеями их назвать язык не поворачивается). Сидишь и ждешь, когда все это закончится (уже через полчаса просмотра становится абсолютно все равно - чем оно кончится).
Конечно, вы можете поверить господам кинокритикам, которые, залившись профессиональной слюной, найдут во всей этой бредятине высокие философские смыслы, фрейдистские мотивы, аллюзии смерти и вечной жизни (какая фигня!), отсылки к кэролловской Алисе или баумовской стране Оз (Александр Волков все равно лучше!). Но я вам очень не советую им верить! Не тратьте свое время впустую. Я потратил на этот маразм два с половиной часа своего времени и не рекомендую это делать другим.

Re: Позор Терри Гиллиаму!

///баумовской стране Оз (Александр Волков все равно лучше!).

Здравствуйте! Приплыли.

Фильи - хуйня, снятая почти без денег, так что там нечем восхищаться кроме актерской игры. Книга, сценарий, идея - сплошная хуйня.

>снятая почти без денег, так что там нечем восхищаться

Да no market.

Офигенная рецензия, автору респект!
И главное в точку бьет! Действительно, первая ассоциация - сравнение с Дакотой..и далее по тексту не могу не согласиться с высказанным мнением.
+ действительно, если абстрагироваться от трэшовой картинки, понимая, что все дело в восприятии каждого человека, начинаешь осознаешь всю глубину фильма...

Спасибо.
Только я совсем не считаю картинку трэшовой. Хотя вы, скорее всего, говорили не о визуальном ряде, а о некоторых событиях и диалогах. Тут соглашусь, хотя шокируют они не почему-то не слишком сильно. Меня по крайней мере.

Хорошая рецензия - высидел, прочитал полностью, и не жалею об этом :)

Спасибо, это воодушевляет.

Кстати, пацаны.
Удивлен, что никто до сих пор не упомянул (даже мельком) мегапопулярный в определенных кругах "Страх и ненависть в Лас-Вегасе". Я чуть-чуть намекнул на него в недоотзыве, но надо было почетче обозначить. В "Страхе и ненависти" действительность показывается. через призму восприятия наркомана, а в сабже - через призму восприятия ребенка. Вотъ.

Препарировали, как лягушку скальпелем!))) Я не смог родить столь связную и анатомичную рецензию))

Раз так, то еще будет.
Рожать, кстати, действительно было сравнительно трудно.

Красивый фильм!
Операторская работа почему-то мне больше по душе, чем режиссёрская.

Кстати, большое спасибо animal_zordok'у за то, что обратил мое внимание на бюджет.
"Тайдлэнд" стал в моих глазах еще лучше, потому как выглядит дороже своих 12000000 раза в 2-3. Тилли и Бриджес, похоже, работали затак.