Алексей Юсев (yusev_alexei) wrote in drugoe_kino,
Алексей Юсев
yusev_alexei
drugoe_kino

Categories:

"Пыль" Лобана

Начиная говорить о фильме «Пыль», стоит уделить несколько слов его создателям. «Свои-2000» - это группа единомышленников, причастная к движениям молодежного сопротивления. Режиссер Сергей Лобан снял до этого «Случай с пацаном» - направленный в защиту гражданских свобод в Беларуси. Оператор Дмитрий Модель – участник коллектива Indyvideo, фиксирующего на видео уличные акции. Их энергия, вкупе с талантом сценаристки Марины Потаповой вылилась в столь нехарактерное для кинематографической России событие. Сделанный без поддержки и одобрения системы, фильм свободен в оценке современного положения дел в окружающем нас государстве.
Главный герой – Леша, на первый взгляд, может быть причислен к социально пассивной массе общества, исходя из своей амебности. И его, относительно безликую жизнь можно очень легко, на первый взгляд, связать с врожденной к этому предрасположенностью. Однако упреки в его отсталости звучат в фильме, как правило, от резко отрицательных персонажей. Сам же факт, что его выбирают для участия в эксперименте, наряду с показанными мельком тремя испытуемыми, указывает на его обычность. Обычный парень, внук диссидента - немного закомплексован, но ведет правильный образ жизни, работает на производстве. Перед нами обычный человек. «…Кто вы такие? …Вы не один такой…» - обращается к нему в финале доктор, обобщая Лешу с населением страны. И вот, в процессе эксперимента, испытуемый ощущает себя другим, человеком без комплексов, с органично развитым телом. В фильме мы можем увидеть на детской фотографии Лешу, вскинувшего руки, как его красивый двойник из эксперимента. Маленький Леша хотел вырасти и стать полноценным человеком, но что-то ему помешало.
Сам эксперимент, в недолгое течение которого испытуемый чувствует себя органично развитым человеком, минуя необходимое для этого время полноценной жизни, относит нас в начало девяностых. Тогда недолгий глоток свободы для населения, придал ему силы и воодушевление, и народ был опьянен представившейся возможностью враз отринуть свое советское убогое существование. Каждый из нас стал своего рода участником эксперимента по развалу страны. И видимо, не совсем случайна цифра в десять тысяч рублей за участие в нем – такова сумма ваучера разделенной коллективной народной собственности.
Отдельное слово стоит сказать об атмосфере тотального контроля за человеком со стороны спецслужб в фильме. Это расходится с общепринятыми используемыми формами отображения современной действительности в отечественном кинематографе. Здесь нет и следа той безмятежности, той беззаботности золотой молодежи, что к примеру приписывает ей режиссер фильма «Прогулка» Алексей Учитель. Атмосфера «Пыли» гораздо правдивей в воплощении, чем результаты многочисленных попыток молодых режиссеров в создании в своих фильмах описания страхов сталинского времени. Позиция власти относительно происходящего в картине, полноценно освящается в финальной речи героя Петра Мамонова.
Метания Леши после ощущения себя потенциально возможным другим, напоминают попытки современного человека обрести свое место в обществе. Однако при современной стихийно неолиберальной системе, пришедшей на смену социализму с его заботой о коллективном счастье, индивид не может получить удовлетворения в своих попытках самореализоваться. На практике недостижимому, но потенциально возможному получению удовольствия от своего труда в советской действительности, пришло безвариантное, закрепленное правилами новообретенной нами системы, отчуждение индивида. Это находит отражение в попытке выиграть в автоматы, при ставке собственного тела. Этому предшествуют попытки обрести «настоящее» тело в физической подготовке. И эта вечные погони за телом в парке, когда Леша постоянно видит себя со стороны в выгодном свете, оказываются фантомами. «Принцип удовольствия» не срабатывает и в компании клубной молодежи, пребывающей в состоянии наркотической реальности – уж слишком они социально пассивны и безразличны к происходящему. Но цель поставлена – тело необходимо обрести вновь, и в дело идут те деньги, полученные за первое участие. Иллюзия тела возвращается, но ненадолго.

Создателям фильма не нужно порой было создавать аналогии и выдумывать метафоры – за них это уже постаралась выработать в течение десятилетий окружающая российская действительность. Дом на улице Обуха есть Институт Мозга, а карта СССР с надписью ГУЛАГ действительно существует, и висит она в московском «Мемориале», где снимался эпизод. Само стремление создателей фильма сравнить семидесятые с их диссидентским исходом с современностью не терпящей инакомыслия, имеют под собой вполне определенные основания. Как недавно прокомментировал новый закон, ограничивающий донельзя свободы личности известный поэт Константин Кедров «Мы теряем сейчас вконец все гражданские свободы, за которые по крохам боролись последние двадцать лет». Ну чем не герой фильма Александр Абрамович – борец за свободы личности со стажем. Но путь бывших диссидентов – эмиграция, не близок герою фильма Леше. Он опять попадает в «подвалы Лубянки», в комнату эксперимента. И тут врач произносит свою коронную речь.
То, что профессор – герой Мамонова является олицетворением власти, не вызывает сомнения. Хотя, сам он считает себя звеном во властной структуре. Замечу, звеном высокопоставленным, раз он может приказывать снять охрану. Но, как звено системы, и он не способен прервать этот порочный круг: "Они меня держат. Думают что держат".
Сам профессор лишен человеческого начала, как и положено элементу власти. «Я уже умер – у меня души нет», - его слова. Также картину его образа дополняет лишенность его семьи, как отсутствие человеческого положительного составного элемента. Он считает людей пылью, вредом, ядом, плодящимися как мухи. Ненависть профессора к человеку безмерна. При этом он советует вести людям обычную тривиальную жизнь – читать книги, копать огороды, но не желать ничего большего. Весь диалог напоминает разговор власти с обычным человеком, призывающей того к конформизму. При этом герой Мамонова признает, что может быть с Лешей настоящим подлецом.
Власть делает «лагерной пылью» всех - от гениальных ученых вроде Сахарова, до работников заводов 
по производству игрушечных пистолетиков. Аллюзии на Сахарова очевидны. Изобретатель водородной бомбы не смог препятствовать власти, на которую работал, не смог остановить то, что сам начал. Ученый в Пыли - даже не пытается сопротивляться. Исход этой борьбы ему заранее известен. Ему остается находить в происходящем исключительно научный интерес.
Что же происходит в итоге? Письменно заверив свое согласие, Леша попадает в заветную камеру. Но от этого на физическом плане просто сгорает - становится виртуальным. Таким образом, в очередной попытке желая обретения для себя идеального воплощения, герой фильма теряет себя полностью. Действие фильма происходит в 2000 году. Тогда народ в лице руководящего состава выбрал себе курс, которым будет двигаться последующие восемь лет. За это время произошел очередной этап виртуализации населения, хотя бы в проявлении моратория на проведение референдумов. Народ стал предельно социально пассивен в большинстве своем, пребывая у телевизора в бесконечном Аншлаге. И на разбивание этой пассивности направлен посыл создателей фильма. Глухой, на языке жестов повторяющий вслед за Цоем «Перемен требуют наши сердца», есть выразитель скрытых глубоко в подсознании чаяний социально активной части населения, прежде всего молодежи. Экзистенциальный протест обозначен.
Удивление вызывает то, что на Московском Кинофестивале, второй год проводившем конкурс «Перспективы», «Пыль» стала первым участником данной программы с российской стороны. Фильм, не получивший ни копейки государственного финансирования, стал одиноким голосом по сравнению с вроде бы долженствующим наличествовать хором молодых дебютантов, так щедро поддерживаемым Госкино. Где же таланты? И почему на пресс-конференции по фильму «Пыль», когда мной было выражено недоумение по поводу отсутствия попыток получить режиссером господдержку, вызвавшийся задать очередной вопрос чиновник от Госкино вместо этого долго оправдывался перед иностранными журналистами за проводимую его ведомством политику. Но когда Мамонов в лоб спросил его, какой фильм поддержанный государственными деньгами у всех на языке, тот ничего не смог назвать кроме фильма о лошади. Но как явствовало из программы того же кинофестиваля, фильм Елены Ланской «Жеребенок» - американский. И почему это бандиты в фильме Лобана постоянно едут в Гнездниковкий переулок?
В свете всего этого, фильм «Пыль» есть достижение молодого поколения кинематографистов-непрофессионалов, и сам факт его наличия, вкупе с художественным уровнем, достойным отборщиков Каннского кинофестиваля, есть факт примечательный, дающий нам надежду на будущее. Сам автор же этих строк считает "Пыль" лучшим отечественным фильмом после Звягинцевского "Возвращения"

ПЫЛЬ
107 мин.
2005 | игровой | «СВОИ 2000»

режиссер Сергей Лобан
сценарист Марина Потапова
оператор Дмитрий Модель
в ролях Алексей Подольский, Петр Мамонов, Псой Короленко, Дмитрий Пименов, Алексей Агеев, Лариса Пятницкая и др.
Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments