Помню, этот фильм был непременным составляющим домашней коллекции любого уважающего себя видеомагнитафоновладельца в пгт, где я гостил у бабушки много лет назад. Я хорошо помню эти носители из черной пластмассы с наклейкой в клеточку или полосочку в цветастых коробках, среди которых не было ни одной одинаковой даже среди кассет одной марки, такое вот буйство красок. И на одной из обязательно было написано следующее: "Муха" (ужасы, США).
Его смотрели все.
Кроме меня.
Что можно предположить, увидев и запомнив надпись "Муха" (ужасы, США)", а также ознакомившись с отзывами пэгэтэшных пацанов о том, что "там мужик ученый в муху превратился и ага"?
Лично я предполагал следующие варианты
:
1) и начал ползать по потолку, напрыгивая на всех и убивая, будто Чужой;
2) и начал ползать по потолку, затаскивая всех под него и подло оплодотворяя;
3) и, наконец, начал ползать по потолку, окукливая всех без четкой декларации целей.
Предполагал я это, пока не узнал фамилию режиссера. После этого я прогнозировать оставил, а просто надеялся на то, что ползанье по потолку все-таки состоится вдобавок ко всем остальным ай и майнд кэнди.
The Fly оказалась фактически драмой, и даже не скай-фай, а просто. Такой кровавой, натуралистичной, жестокой (Кроненберг же!), с элементами трэша (эпизод в роддоме вызывает стойкие ассоциации с творениями студии "Трома"; и да - внимательно вглядыываемся в лицо принимающего врача!), но драмой.
Сет Брандл становится кровожадным чудовищем, но мы наблюдаем не за кровавыми последствиями этой трансформации, а больше за ее процессом. И если никому из нас и в голову не приходило сопереживать "Чужому" или какому-нибудь там "Человеку-комару", Брандлмухе - придется. Мминимум один раз точно, а скорее всего - больше.
Трансформация личности, сопровождающаяся трансформацией поведения или внешнего вида - одна из любимых тем Дэвида Кроненберга, к которой он после "Мухи" вернется еще не раз. Сет, теряя человеческие черты, приобретает черты нечеловеческие и тому по первости очень радуется. Хвастается потенцией, физической силой и остальным. Однако чем дальше, тем больше сам пугается того, что скоро станет нечеловеком. Сначала еще пытается оправдать свои новые особенности, хорохорится, но через некоторое время сникает, понимая, что человеческие чувства, эмоции и привязанности ему никакие сверхспособности не заменят, да и радости от последних он не сможет ощутить.
"Мухе" в этом году стукнуло двадцать (кто бы мог подумать, кстати - вчера гадали с товарищами о его возрасте - сошлись в предположениях на начале девяностых), а смотрится она на одном затаенном дыхании - это ли не признак мастерства создателей? Да, комбинезончик Брандлмухи топорщится подмыхами, на пальцах перчатки смотрятся слегка ненатурально, но все это можно заметить, лишь обладая известной придирчивостью и желанием ее использовать.
Зато к остальным эффектам претензий как бы и нет. Зато сцены стенно-потолочного ползанья (ага, состоялось) и по сей день смотрятся на пять баллов и заставляют раздумывать над способом своей съемки. Зато фирменное Кроненберговское насилие, такое, каким его любим: яркое, контрастное, сочное, жуткое, бескомпромиссное. И неслабый психологический аспект, густо замешанный на Эросе и Танатосе.
Исполнитель главной роли Джефф Голдблюм превращение аутичного ученого в насекомое без страха и упрека явил со всем правдоподобием, кроме того, что уж больно в хорошей спортивной форме для лабораторной мыши он находился изначально. Такой заматеревший Маугли с фигурой опытного легкоатлета. Хотя, почему нет? Турник, по крайней мере, в его пентхаусе присутствовал. Убедительный и в строгом костюме, и в мушином наряде, будущий исполнитель второстепенных ролей во второстепенных (впрочем, не всегда) блокбастерах в жестоком сюрреалистическом авторском кино смотрится, двигается и говорит очень уместно и адекватно, не подкачал.
Не подвел и еще один, в будущем более более чем известный деятель - автор саундтрека, Говард Шор, тот самый, склонный к пафосно-симфоническому, который трудился над "Властелином Колец".
Джина Дэвис и Джон Гетц не то, чтобы блещут, не чета нашему Митхуну Чакраборти, но сыграли, соответственно, красавицу, страдающую и любящую умирающее в чудовище, и хорохорящегося засранца вполне убедительно.
Помимо того, что человечность - это самое ценное из того, что есть у человека, Кроненберг убеждает зрителя еще в одном: человечность - это самое важно, что есть вообще. И приступая к экспериментам над собой, обществом или природой, вмешиваясь эти процессы, нельзя забывать о ней, в противном случае очень легко перестать быть человеком вообще.
Community Info