Алексей Юсев (yusev_alexei) wrote in drugoe_kino,
Алексей Юсев
yusev_alexei
drugoe_kino

«Черная орхидея» Де Пальмы и использование бинарных оппозиций

В «Черной орхидее» есть две героини – Скарлетт Йоханссон и Хиллари Суонк. Де Пальма выстраивает такую конструкцию, в которой они являются строгими антиподами, причем Суонк – это четкая брутальность. Какими способами это достигается? Ну прежде всего внешние признаки – Суонк брюнетка, одета в черное, Йоханссон в финальной сцене, как и в основном по ходу фильма в белом. Погибшая девушка похожа на героиню Суонк (это в фильме говорится не раз). Таким образом, даже то, что погибшая и Суонк занимались любовью, говорит об их символическом родстве. В сцене убийства полицейского на ее лицо не падает свет и ее последней, как предвестника смерти после перерезающего горло, видит погибший. Ее происхождение – это сумашедшая мамаша и правый фашиствующий богач-аферист. Хотя позже выясняется, что настоящий отец ее – настоящий безумец(таким образом, оба родителя Суонк – настоящие убийцы). Убитый (Ли) погибает вследствие того, что влюбляется в расчлененную жертву. Его женщина (Йоханссон) видя это понимает что его теряет, и говорит об этом. Влюбленность в погибшую здесь есть желание смерти, которую он в итоге и получает. В одной из сцен Йоханссон кричит главному герою (Баки), находящемуся у Суонк дома, что Суонк довела Ли до смерти. В финальной сцене, перекликающейся с вышеуказанной, Баки стоит на крыльце перед Йоханссон и прежде чем войти к ней видит на лужайке труп. Порог и выступает границей между миром живых и мертвых, - как в первой так и во второй сцене. Ну и конечно сцена убийства Суонк – как закрепление ее статуса в мире мертвых.


Присутствует здесь и еще одна игра – «лед» и «пламя». Таковы клички главных героев-напарников в боксерском мире. Когда Ли погибает, его тело должны предать огню, - Баки же держит у шеи лед. Эти герои противопоставляются друг другу во всем, начиная от ринга и кончая сценой, где Йоханссон одновременно берет руки их обоих. Они же есть схема – «плохой-хороший». Вообще, к важному плюсу данного фильма можно отнести его позитивность и жизнеутверждаемость. Баки не сделал ни одного плохого поступка, и не был уличен в малодушии, - он настоящий герой, ярко выраженный положительный персонаж. Единственный плохой поступок – проигрыш в подставном бое – оправдывается мерзостью полицейского начальства и тем, что заработанные деньги идут на содержание старика-отца в доме престарелых (а то он уже после птиц в людей начал целиться).
О сюжетных минусах и ляпах распространяться особо не буду. Хотя близкое расположение места задания полицейских с полем, где обнаружена расчлененная девушка, оправдываю лишь тем, что сделано это было ради красивого подъема камеры наверх, да и попутной вставкой истерики обнаружившей труп прохожей.
Из авторской особенности отмечу манеру использования зримых, но неизвестных фигур, чья причастность к общей ситуации выясняется много позднее. В сцене убийства Ли, мы видим злодея, который держит его за горло, и этим нарушается канон показа подобных сцен. Хичкок, на которого ссылаются в энциклопедии в статье о де Пальме, которого в свою очередь выдают за продолжателя дела мастера, - он бы так не поступил. Да, иногда он использовал подобный прием, но в сценах, где главные герои не участвуют и, главное, злодеи фигурировали там с раскрытыми мотивами. В «Орхидее» же фигура душителя раскрывается почти в финале. Можно было снять эту сцену так: полицейский бежит наверх по лестнице и видит ту же тень, занесшую удавку. Потом камера поднимается вверх (любимой манерой – от того же полицейского) и показывает со стороны лестничного проема душителя со спины, который держит Ли, и неосвещенную подходящую к ним фигуру. После же, когда двое падают, лицо у душителя должно быть размозжено (что, собственно и было). Только таким образом можно было решить эту задачу и сделать фигуры злодеев скрытыми, сохраняя тонус интриги до финала и соблюдя канон.
Из прочих особенностей подачи материала интересен способ нахождения новых сведений, продвигающих действие. Это осуществляется путем…систематического недоговора сведений действующими лицами. Один и тот же персонаж несколько раз добавляет к сказанному ранее новые слова, и они становятся катализатором последующего действия.
Из бытовых же наблюдений интересно было сравнить соседство Суонк и Йоханссон, в котором на удивление победила Суонк. Не зря она дважды «Оскар» получала, в то время как коллега её лишь один раз номинировалась.
Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments