desyateryk (d_desyateryk) wrote in drugoe_kino,
desyateryk
d_desyateryk
drugoe_kino

Categories:

Изгрызенные сердца /«Лемминг», режиссер Доминик Молл/

Изгрызенные сердца

Что ни говори, но европейский триллер в прокате - явление редкостное. Прерогативу по-настоящему пугать зрителя в кино закрепили за собой американцы и в последние годы японцы. У европейцев - французов, немцев, британцев - с этим как-то не сложилось. Имеется в виду именно индустрия испуга, массовое производство монстров и их жертв. Однако есть талантливые исключения. Французский «Лемминг» — один из них.
Исключением из является не только фильм, но и режиссер Доминик Молл. Его предыдущая работа пятилетней давности «Гарри, друг, который желает вам добра» — идеальный триллер, образец жанра: увлекательный, напряженный, с язвительными комичными элементами, которые, впрочем, не мешают основной цели — взять зрителя за горло и не отпускать до последней минуты.
В некотором смысле «Лемминг» наследует сюжет «Гарри». Вновь перед нами стандартная супружеская пара, живущая размеренной и по-своему счастливой жизнью. Главного героя, инженера Алана Гетти, вновь играет Лоран Люка. Ему особенно хорошо удаются роли таких вот обывателей на грани нервного срыва. И опять-таки в эту устроенную жизнь непрошеным гостем является существо, провоцирующее последующее развитие событий далеко за пределы нормального понимания. В предыдущем фильме это был доброжелательный и улыбающийся Гарри, а в этом — лемминг — маленькое млекопитающее, грызун с крайнего Севера, неведомо как заползший в сливную трубу на кухне Гетти.
Молл раскручивает линию сумасшествия, охватывающего героев, постепенно. Начинает с мелких бытовых неприятностей — лемминга, повреждения прибора, над которым работает Гетти, ссоры во время общего ужина с боссом. Драматургическая ткань фильма держится очень крепко, события скрепляются как будто через цепочку случайностей, но на самом деле за этим стоит железный сценарный расчет.
Во втором базовом компоненте триллера — том, что называют атмосферой — достижения Молла не настолько однозначны. Ему более-менее удается то, что он всегда делал хорошо — поддерживать напряжение, раскачивать его волнами. Ведь в «Лемминге» есть два момента своеобразной разрядки — сначала самоубийство жены босса Алана, Алисы (Шарлотта Рэмплинг), а затем — кошмар Алана с тысячами леммингов, после которого он приходит в себя на больничной койке. И каждый раз Моллу удается повысить градус общего безумия. Не в последнюю очередь благодаря точно подобранным исполнителям. Люка выразительно передает образ загнанного в угол маленького человечка, который взрывается в последний момент, но так, что мало никому не кажется. Запоминается Шарлотта Рэмплинг в роли такой себе фурии, взбешенной от недостатка любви и представляющей опасность как для себя, так и для окружающих. Прекрасно ведет свою партию Шарлотта Гинзбур (жена Алана, Бенедикт). Это, пожалуй, одна из лучших ее ролей. Настолько убедительное превращение из нежной, спокойной молодой женщины в свирепую Алису дорогого стоит.
В то же время именно там, где зрителю стоило бы, по замыслу режиссера, испугаться, страха нет и близко. Не срабатывает, например, упомянутая сцена галлюцинаций Алана, когда он видит кухню, полную леммингов. Или же его ночной разговор-сновидение с Бенедикт, которая постепенно превращается в Алису. Или сцена самоубийства последней.
К тому же достаточно много моментов кажутся вторичными относительно других фильмов и режиссеров. Само приключение с леммингом напоминает раннюю ленту Франсуа Озона, земляка Молла «Крысятник» («Ситком»), только там все начиналось с непрошеной крысы. Линия постепенного умопомешательства Бенедикт перекликается с давним фильмом Романа Поланского «Презрение», а мотивы двух угрожающе сроднившихся женщин, видеоподсматривания, ключа как подтверждения смертного приговора имеют четкие параллели в последних фильмах Дэвида Линча.
Но несмотря на явно слабые места, на то, что «Лемминг» существенно уступает тому же «Гарри», этот фильм Молла нельзя назвать неудачным. Хотя бы потому, что он сделал то, что запланировал — разорвал в клочья две благополучные буржуазные семьи. И внешне стопроцентный хеппи-энд никого не должен вводить в заблуждение.
А кроме того — полное соответствие названию. Ибо лишь появление лемминга и получило рациональное объяснение. Лишь оно ОДНО. Страшно, да?

Дмитрий Десятерик
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments