bs_chvstvnn (bs_chvstvnn) wrote in drugoe_kino,
bs_chvstvnn
bs_chvstvnn
drugoe_kino

Categories:
  • Music:

Dans ma peau - В моей коже, 2002, реж. Марина де Ван

Обретя свое маленькое и личное, хотя и не вполне нормальное и довольно кровавое увлечение, Эстер пытается совместить его со своей жизнью преуспевающего маленького человека. То есть, конечно, поскольку действие происходит в наши капиталистические дни - то маленького менеджера. Вроде бы, вещи, которые творит любой из нас в собственной ванной комнате - его личное дело, и, потому, Эстер совершенно справедливо могла бы рассчитывать на интимность своего хобби. Но жестокая действительность вторгается в ее любопытные взаимоотношения с самой собой, сначала в виде подруги, буквально сующей свой нос в эту самую ванную и заканчивая боссами, требующими приходить на работу вовремя и без следов увечий на лице.



Съешь еще этих мягких французских булок.

Впредверие трипа по фильмам Франсуа Озона посмотрел шокирующее творение его "женского двойника" и постоянного камрада Марины де Ван. Жесть как она есть, и мясо с кровью - это если вкратце и поверхностно. Если немного глубже и, желательно, не читая критиков и интервью с самой де Ван, можно увидеть массу интересных вещей. Весьма прямолинейное и брутальное самопознание, кровавый нарциссизм, трагедия маленького клерка с его маленькими и личными, но сильно мешающими карьере и половой (в широком смысле) жизни, увлечениями. И это только при беглом осмотре. При том же беглом осмотре невозможно не отметить, что это - один из самый жестоких фильмов, которые мне доводилось видеть.

Сцены упоительного членовредительства смотреть можно только с большим усилием над собой. В принципе, любой мастер трэша, навроде, скажем, Эли Рота, выдаст вам подобных кадров вагон и маленькую тележку, но выглядеть они будут как если бы лохмотья сырья для фабрики игрушек полили вишневым сиропом. Или как у Дарио Ардженто, когда изделия этой вот фабрики бросают в лужу чего-то слишком уж жидкого и ядовито-красного для крови. У Марины де Ван, как мы знаем, другие преподаватели. Они с Франсуа Озоном, похоже, имеют отличное представление о консистенции и цвете крови и о том, как должны выглядеть раны. Патрон ничуть не посрамлен, ученица в треш не ударилась. Все очень убедительно и этим чрезвычайно шокирует. Если вас также, как и меня, поразила сцена убийства в душе из "Криминальных любовников" Озона, вы поймете, о чем речь. Более того. Иногда вместо того, чтобы демонстрировать очередной кусок стали, нарезающий свои ломаные кривые в плоти и крови Эстер, нам показывают ее лицо. И сразу понятно, что то, что происходит ниже лучше вообще не видеть. Лично я так обильно не потел со времен, наверное, "Кинопробы".

В целом, видеоряд заставляет припомнить творения Гринуэя, само собой - Озона, и, хочешь - не хочешь, но Эли Рота (ну, или какого-нибудь Лаки МакКи, если вдруг случилось в свое время такового запомнить). Все очень натурально и очень натуралистично, когда нужно - очень кроваво. Одинаково веришь беседам с подругой и разговорам на планерке, любовному щебету и струящейся крови, за что режиссеру и сценаристу огромное спасибо. Между прочим, режиссурой де Ван восторгался сам Франсуа Озон, кроме того, брал ее в соавторы пары сценариев, так что, в принципе, ничего удивительного.

Оператор, монтажер и композитор свое место знают, но мастерство особо не выпячивают. Особенно не выпячивает второй. У первого все же есть пара необычных, хотя и неочевидно удачных находок, наподобие вертикального сплит-скрина, а последний пару раз обращает на себя внимание отдельными выразительными фразами, кажется, в момент очередной скарификации.

Ставлю этому кино 4 из 5. Все отлично, необычно, очень шокирует и заставляет задуматься - автор, кажется, достиг поставленной цели, пусть немножко подзатянув действие в паре мест. Но главный и большой минус - будто обрубленный конец, варианты трактовки которого замучаешься перебирать. Все хорошо? Ну, это конечно навряд ли. Бросил муж и отовсюду уволили? Вероятнее, но чересчур банально и даже как-то пошло. Умерла? Но, вроде, дышит... Поди, разберись.

Что до размышлений о сути "В моей коже", то тут в пару абзацев не уложиться. В своем интервью Марина де Ван говорит ужасные в своей банальности вещи, верить которым мозг после просмотра кино отказывается. Маэстро объясняет, что Эстер, видите ли, всего лишь занималась самопознанием по принципу "нельзя понять, что внутри коробки, не открыв ее" - и только. Очень хочется списать эти слова на усталось и попытку отвязаться от журналистов. Ну, как Гринуэй не так давно, видели может быть. Дело в том, что журналисты в этот раз подобрались какие-то уж совсем дубовые. Сначала упоенно пересказывали француженке содержание какого-то понравившегося им фильма, потом спросили что-то насчет актерского дебюта Марины в этом кино и добили, назвав с какого-то перепугу "В моей коже" ни много ни мало, а "феминистическим манифестом". Мол, вы, Марин, определенно феминистка, да ведь? Цирк, одним словом. С конями. Такой по-слоновьи изящный подход акул пера к интервью позволяет питать надежду на то, что де Ван замышляла суть своего кино не такой однобокой, а отвечала примитивно, чтобы отстали. Особенно, если вспомнить ее усталое лицо и натянутую улыбку.

Помимо опытов по самопознанию фильм раскрывает еще и вопрос о возможности продолжения прежней обывательской жизни, имея порицаемым обществом, но для него, общества, в принципе, совершенно безвредное хобби. Оказывается, долго совмещать быт, карьеру и пусть личное, но страшное и непонятное увлечение нельзя. Подруги, мужья, коллеги, даже официанты в кафе постоянно будут лезть. Да, из лучших побуждений. Но возможности заниматься тем, чем хочется, если это занятие не укладывается в голове у обывателей, современный человек, кажется, уже не имеет.

И потом, это явно не простое самопознание. Да, часть опытов главгероини выглядят как изощренные исследования собственного тела и попытки заглянуть себе под оболочку. И выражение лица у нее при этом такое пытливо-сосредоточенное. Но опыты по самопознанию очевидно перетекают у Эстер в маниакальное упоение самой собой. Подтверждением тому - экстатическое выражение на лице Эстер в минуты некоторых ее самоистязаний, ее манипуляции со своей кровью, игры с примением фотоаппарата и зеркала. Робкое ппоначалу трогание раны (вам знакомо это легкое и приятное ощущение от поглаживания собственного свежего рубца?) превращается в нечто гипертрофированное и абсолютно психопатическое, одновременно интригующе-завораживающее и отвратительное. Такая, знаете, мастурбация, сопряженная с нанесением вреда здоровью. Онанистический аутоканнибализм. Сам знаю, что звучит необычно, но вот так. Говорите, надумано, чепуха и быть такого не может? Говорите, никакой жизненности и подавно? А вы хранили свои молочные зубы или, скажем, пряди волос? А как бы вы охарактеризовали вкус собственной крови? Вы когда нибудь, хотя бы легонько, кусали себя? Собственная кожа, к примеру, кажется мне довольно приятной на вкус. А ваша вам? Попробуйте.
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments