Нет, фильм не смертельно скучен, но блаженно не ведающие о сюжетных перипетиях произведения Патрика Зюскинда будут в более выигрышном положении, чем те, кто пришел обсудить более или менее недавно прочитанное с умным немецким дядькой Томом Тыквером. Кажется, если сюжет фильма чем-то и отличается от сюжета книги, то только некоторыми резекциями, но никак не новыми деталями, а тем более точками зрения. Те же, кто книгу не читал, смогут в полной мере насладиться (или просто оценить) этой самой «историей одного убийцы» и, пожалуй, скучать должны все таки меньше. Но местами придется все равно, тем более, что, уж по крайней мере примерно, сюжет общеизвестен.
Хотя стартует кино отлично. Первые минут пятнадцать-двадцать выглядят как мрачная и натуралистичная фантасмагория, почти как совместное творение Гринуэя, Ардженто и Гиллиама, не больше, ни меньше. Через какое-то время в фильм добавляется немножко Поланского и братьев Хьюз, после чего он начинает играть цветом, грязью и насилием с таким упоением, что кажется вот оно - кинематографическое счастье. Смотришь открыв рот и восторженно переглядываясь с соседкой, сочувствуешь недотепам, пришедшим с детьми и сейчас ломящимся к выходу, ругаешь отечественных прокатчиков за отсутствие нормального возрастного ценза, но все больше, конечно, восхищаешься.
А дальше начинаются маленькие неприятные разочарования. Вся середина, начиная с момента первого взятия Жана-Баптиста учеником и почти до самой знаменитой свальной кульминации – бледная тень великолепного начала, особенно, повторюсь, если вам известны сюжетные дела. Не слишком динамичная, местами и вовсе откровенно скучная, на девяносто процентов предсказуемая середина усыпляет. Почти все аудиовизуальные козыри уже брошены к ногам благодарных зрителей в начале, хорошая и местами даже изобретательная работа оператора компенсируется топорным монтажом, сюжет не спеша тащит вяло сопротивляющегося зрителя по своим закоулочкам.
Предсказуемость отягощается почти полным отсутствием интриги: например, во время серийных убийств горожане ведут себя, мягко говоря, глупо, жертвы шатаются по ночам как в том анекдоте про «завтра опять пойду», а будущий Парфюмер с большой буквы делает с ними что хочет, картинно раскладывая тела в не то чтобы очень удобных местах.
Но главный минус этого кино для меня – исполнитель главной роли. Бен Уишоу выглядит как актер откровенно никак и заваливает все сцены, не связанные с активным принюхиванием и, может быть, сцены на эшафоте. Гренуй не вызывает ни жалости, ни ненависти, ни страха. Проходя через фильм с почти одинаковым выражением лица, Уишоу вместе с Тыквером так и не дают зрителю шанса определить, что же тот смотрит - драму или триллер. Право слово, мальчик, игравший «Жана-Баптиста в детстве» выглядел гораздо интереснее и живее своего «преемника».
Вообще, актеры в фильме звезд с неба не хватают вообще, относительно хороши разве что второплановые Алан Рикман и Дастин Хоффман, которые что-либо откровенно запороть не могут определению. Добавим к малоестественной игре большинства лицедеев нашдубляш с его переигрыванием и дурацким интонированием (хотя в этот раз – сравнительно пристойный) – получим очередную столовую ложку дегтя.
Где же мед, спросите вы? Есть ли он вообще? Что хорошего в этом фильме? А хорошего в нем много - это и достаточно интересный для непосвященных сюжет, и упоминавшаяся операторская работа, и спецэффекты (да-да!), и местами очень в тему оживляющийся саундтрек, и костюмы с декорациями, а также изобретательное насилие, антуражи и ситуации, вызывающие ассоциации с «Оливером Твистом» и «Из ада» и общая отвязанная атмосфера картины, пропитанная сладковатыми запахами гниения, насилия, секса, любви и безумия. А главное – то внимание, которое уделяется человеческому обонянию и его влиянию на поведение. Не удивительно, если после просмотра вы начнете использовать собственное обоняние гораздо интенсивнее, а к запахам относиться, с одной стороны, серьезнее, а с другой, к бывшим ранее вам неприятными, спокойнее. Не как к раздражителям, а как к источникам информации.
3,5 из 5
Community Info