rizonomad (rizonomad) wrote in drugoe_kino,
rizonomad
rizonomad
drugoe_kino

Categories:

пьер паоло пазолини. "теорема"

как принцип противоречия внутри себя самой, теорема обращена к прозрачности и непостижимости. она доказуема, последовательна и логична, но непостигаема в своей закономерности: почему. теорема доказуемая и недоказуемая. логичная и иррациональная. оперирующая ограниченным количеством элементов, выводящая их на уровень абсолюта. движение их описываемо, предсказуемо, но причины, двигающие их именно так остаются сокрытыми. таков закон и таков фильм пазолини, сравниться с которым из его собственных шедевров способно только «евангелие от матфея».

условная семья, муж, жена, их сын, их дочь и служанка, переживают прибытие некоего гостя, остающегося в их доме неопределенное время, в течение которого он, источая соблазн, вторгается в жизнь каждого. никто этому не может противостоять. ни служанка, пытающаяся отравиться газом и смотрящая на него, как на святого, ни сын, неврастеничный студент-художник, пытающийся овладеть чувством и цветом, ни дочь, пытающаяся удержать его фотографией, ревнующая его к отцу, ни жена отца, увидевшая в нем свою молодость и себя как женщину, ни, собственно отец, для которого это и сын, и его утраченное в годах прошлое – тот прозрачный прохладный воздух, которым наполнено туманное осеннее утро на берегу реки.



гость, пришедший и исчезнувший, уносит с собой покой и жизни. служанка уходит, чтобы затеряться где-то в квартале бедняков, стать святой столпницей, питающейся кашей из крапивы, спасительницей, с готовностью воспаряющей над крышами и с такой же готовностью, облаченная в черное то ли свадебное, то ли погребальное одеяние, ложащаяся в добровольную могилу. сын уходит из дому, пытаясь вместить в своих картинах боль потери – но это всего лишь росчерки на стекле, на которые он не смотрит, видя только синеватые тени, изломанные, как растерзанные нервы. дочь впадает то ли в кому, то ли в истерическое оцепенение, и только ее лихорадочно сжатый кулак говорит об ускользающем чувстве, которое невозможно отпустить даже на пороге жизни и смерти. ее мать наоборот, одержимая беспокойством, ищет, ищет его на улицах, в подворотнях, она готова увидеть призрак своей любви в любом молодом парне, готова отдаться одному, двоим, чтобы хоть на миг избегнуть настоящего, чтобы возродить в себе женщину, не униженную бессилием мужа. а тот уже не человек, но только тень его. любовь иссушает настолько, что сдирает с души и тела все покровы, человек остается наг перед своим чистилищем, – перед своей душой, иссушенной, как бесплодная земля. он уходит, прочь от мира, от людей, туда, где слияние земли и неба в прозрачном горизонте способно вместить крик отчаяния.

кто он, пришедший и исчезнувший, гость с прозрачными синими глазами, готовый любить каждого, но забирающий душу любого. истощенный мир не способен выжить под давлением чувства. движения героев схематичны и подчинены влиянию мирка их благополучия. они становятся живыми в моменты страдания, отречения и смерти. вторжение неизвестного, излом налаженного течения, уничтожение жизни – вот теорема чувства, закономерная, но непознаваемая логично, теорема прозрачности и обреченности – как голая сухая земля, над которой несется дым и пыль, мест первозданности, но куда приходят только умирать те, кто уже перестали быть живыми, а превратились в абстрактные числа, подверженные закономерностям и теоремам.
фильм, не требующий знаний итальянского, строящийся на паузах и тотальном молчании. но для желающих – в «искусстве кино» в самом начале 90-х печатался сценарий фильма.

Subscribe

  • Лола — Lola (Жак Деми,1961)

    «Лола» — стоящий своего времени фильм Жака Деми. Прекрасно сплетенная история и слегка шероховатая режиссура будущего…

  • Жена Священника/La moglie del prete (1970) Дино Ризи

    Фильм начинается как комедия, гэги настраивают на веселый лад. Поэтому не очень-то веришь героине, когда она собирается покончить жизнь…

  • Невинный / L'innocente (1976) Л.Висконти

    Во всех статьях про фильм Безумный секс /Sessomatto обязательно упоминается, что через три года после участия в разухабистой комедии Дино Ризи,…

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments

  • Лола — Lola (Жак Деми,1961)

    «Лола» — стоящий своего времени фильм Жака Деми. Прекрасно сплетенная история и слегка шероховатая режиссура будущего…

  • Жена Священника/La moglie del prete (1970) Дино Ризи

    Фильм начинается как комедия, гэги настраивают на веселый лад. Поэтому не очень-то веришь героине, когда она собирается покончить жизнь…

  • Невинный / L'innocente (1976) Л.Висконти

    Во всех статьях про фильм Безумный секс /Sessomatto обязательно упоминается, что через три года после участия в разухабистой комедии Дино Ризи,…