bs_chvstvnn (bs_chvstvnn) wrote in drugoe_kino,
bs_chvstvnn
bs_chvstvnn
drugoe_kino

Categories:
  • Music:

History of Violence ("Оправданная жестокость") (Дэвид Кроненберг)

В последнем фильме Кроненберга драки такие, что рыдать хочется от восторга. Один из самых высокоинтеллектуальных режиссеров, обладающий ярким художественным почерком и никогда особо не пытавшийся добиться признания казуального со ртом в попкорновых крошках зрителя показывает класс иным специализирующимся на единоборствах киноделам. Возможно ли такое?



Драчки в кинематографе для меня бывают двух видов - хитровыдуманные художественно-гимнастические и максимально приближенные к реальности. И вторые мне едва ли не милее. Спору нет, всяческие сло-мо, ган-ката и прочая хореография тоже может упоять, но как вспомню схватки в той же борновской дилогии (она же, в потенции, трилогия), так прямо сердце и щемит. Так вот, файтинги "Оправданной жестокости" - преотличнейший пример файтингов реалистического типа. То есть, если дерется профессионал, то схватки скоротечны, удары немногочисленные и страшные, пощада нон грата, а результат на лице. Супостата. Если дерется непрофессионал, то удары многочисленнее, но со скоротечностью, жестокостью и результотом дела обстоят также. Том Столл Дерется как настоящий киллер, как натренированный на убийство зверь, как опытный зек. Каждый удар направлен в уязвимое место, попавшийся на прием обречен, бой продолжается до полной нейтрализации противников, добивания сами собой разумеются. Анатолий Тарас если увидит, уверен, заплачет от умиления.

Я люблю подтексты, анамнезы и мессиджи. Под соответствующее настроение. Иногда эти дела могут и не пронять или просто не дойти, если например, нет желания или сил вникать. Но вот хорошо поставленную драчку всегда погляжу с удовольствием. Один ли я такой? Думаю, нет. Но, конечно, схватки в фильме не единственное и не главное. Как никак, режиссером у нас данном случае не Жан Клод ван Дамм какой-нибудь выступает.

Вдумчивый зритель оценит копание Кроненберга в анамнезе героев, который родом из самого глубокого детсва. Найдет заслуживающей обсуждения мысль о том, что прошлое бурное прошлое человека редко оставляет его в покое навсегда. Мысль, конечно не нова, Скип Вудз, к примеру, говорил о том же в 1998м, но "банальности заслуживают внимания уже потому, что проверены временем"(ц), а кроме того, старый объект обрабатывается новыми художественными средствами и сияет, соответственно, новыми красками. Хотя, сиял, скорее, разухабистый, мещанский и, я бы даже сказал, поп-артовый "Четверг" с кровью-сиропом. "Оправданная жестокость", скорее, тускло блестит.

Оценит размышляющий кинолюб и внутреннюю борьбу протагониста, вынужденного повторно растить в себе нечеловеческое, а также воспитывать сына этаким дипломатичным толстовцем, в то же время иллюстрируя своим поведением ту поговорку про револьвер и доброе слово. Порадуется сложности морального выбора, который встанет перед Ричи и прощальной полуулыбке, говорящей о том, что он не против того, как все закончилось. Свой выбор должна будет сделать и семья Тома, и то, как этот выбор проиллюстрирует его маленькая дочь - одна из самых трогательных и правдоподобных сцен в кинематографе вообще. Также Кроненберг в который раз проходится по своим любимым психологическим темам - раздвоения личности, сексизма, аукающихся детских психотравм.

Выше я уже обмолвился характерном художественном почерке. Он у Кроненберга, конечно, с течением времени видоизменяется, но не стремительно и сохраняя характерные черты. То есть чисто внешне фильм уже довольно далеко от "Голого завтрака", но любителям, скажем, "Паука", покажется почти родным. Местами "жестокости" выглядит совершенно по-"паучьи" - мутновато-сероватая гамма, такое сумеречное затемнение, грязные стекла, ободранные обывательские интерьеры и резвящиеся мухи. Гиперреализм в изображении природы и интерьеров, грязь, туманчик и облезлые стены. Но появляются и ранее, кажется, нехарактерные для Кроненберга вещи - симпатичные пейзажные зарисовки или, скажем, симпатичные съемки автомобилей и поездок на них. Отличные декорации, прекрасно иллююстрирующее американское захолустье. Ну и, конечно, упоительные сцены того самого насилия, которое в английском заглавии.

Актеры у Кроненберга всегда играют на все 150% своих возможностей. И я совершенно уверен, что у других режиссеров они выглядели бы не так убедительно. Том, примеряющий образы то деревенщины с заправленной и, одновременно, топорщащейся рубашкой и вообще совершенно колхозным внешним видом, а то человекообразной машины для убийства с ужимками кровожадного монстра. Иди, его идельная жена, которая во всех отношениях отличный партнер и вторая половина. Детишки, гангстеры, отморозки-гастролеры, школьные гопники - все выглядят и дейтсвуют очень натурально. И эти маленькие натуралистичные детали!.. Представляете, жена плачет на плече у мужа, прижимается лицом к воротнику, потом отстраняется и видно, как носа к рубашке тянется прозрачная ниточка сами понимаете чего. Это такой художественный натурализм, который лично меня приводит в восторг своей реалистичностью, выразительностью, а равно и смелостью.

В выразительных средствах режиссер, вообще, не особо стесняется. Но если вам покажется, что Кроненберг где-то хватил через край, то вы, пожалуйста, вспомните мануфактуру по переработке черного мяса водоплавающей гусеницы или, к примеру, ундервуд, трансформировавшийся в нечто с фаллосом и ягодицами и присоединившийся к занимающейся любовью паре. Тогда вы поймете, что никакого "через край" нет и в помине, Кроненберг даже необычно (для себя) сдержан, а просто вас расслабил уберблокбастерный Агроном, которому оказывает медвежью услугу зачётка фэнтэзийного прынца.

С другой стороны, смотреть это Кино в компании любимой тещи-моралистки, конечно, не рекомендуется. Им, гагарам, как правило, недоступно. Их может напугать вид выходного отверстия раневого канала на лице, показанный ненадолго, почти мельком, но сочно и акцентированно. Впечатлить открытый перелом переносицы. Огорошить вид заслуженных актеров, разгуливающих в распахнутых халатах (между прочим, выглядит очень мило и совершенно по-семейному) и сливающихся в шестьдесят девятом экстазе. Это старый добрый Кроненберг, снимающий натуралистично и гиперреалистично. Режиссер, любящий шок и внушающий трепет. Режиссер, снимающий визуально чрезвычайно деликатесные фильмы и не пренебрегающий философией и психологией. Даже в фильмах, рассказывая о которых он за три минуты четыре раза произносит слово "коммерческий".
Tags: Дэвид Кроненберг
Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments