Видоискатель (vidoiskatel) wrote in drugoe_kino,
Видоискатель
vidoiskatel
drugoe_kino

Category:

"Отель" /реж. Джессика Хауснер

Либо в этом что-то есть, либо в этом ничего нет


Фильм: Отель (Hotel)
Автор сценария и режиссер: Джессика Хауснер (Jessica Hausner)
В главной роли: Франческа Вайс (Franziska Weisz)
Производство: Coop99 Filmproduktion / Essential Filmproduktion, 2004
Русский перевод: НТВ+, 2005



Краткая аннотация на коробке диска гласит примерно следующее: "Девушка устраивается на работу в тихий альпийский отель. Вскоре она понимает, что в этом месте скрыта какая-то тайна, окутанная мраком. Стремясь понять, в чем дело и как при невыясненных обстоятельствах исчезла ее предшественница, она пытается получить ответы у коллег, но наталкивается на стену всеобщего холодного безразличия. В итоге ей становится ясно, что отсюда лучше уехать, но становится слишком поздно...."

На первый взгляд, перед нами типичный расклад мистико-психологического триллера.
Однако я не отнес бы этот фильм к такому определению, по крайней мере, в смысле "типичного".  Эта небольшая по нынешним временам кинолента (длительностью всего 1 час 10 минут) таит в себе такой объем потенциального, нераскрытого содержательного материала, который при желании какие-нибудь голливудские умельцы могли бы развернуть на двухчасовую картину или историю в двух частях. Сдобрили бы ее подобающими спецэффектами, устрашающей музыкой, резкими и нелепыми моментами с неожиданно захлопывающимися от сквозняка дверьми и тому подобным; обрисовали бы не менее двух странных персонажей, каждого из которых мы могли бы в чем-то подозревать; вывели бы на передний план фигуру следователя, тщетно строящего догадки; и конечно, устроили бы сложный и напряженный двойной-тройной финал, который принес бы зрителю эстетическое удовлетворение, даже если бы и не расставил все точки над "i" - теперь даже массовое кино нередко косит под манеру закинутых творцов разного артхауса, всегда любивших мутить воду да так и оставлять в ней зрителя.

Но г-жа Хауснер далека от Голливуда. И по-моему, от собственно артхауса тоже. В ней есть некая аутентичность. Конечно, можно провести параллели и даже примерно вывести, на какой кинопочве выросла она сама. Но, пожалуй, не стоит. Как-то не хочется копаться в ее огороде, где все так по-немецки правильно, выверенно, строго. Не скажешь, что красиво - но четко скроено, стык в стык. Не скажешь, что нарочито минималистично - скорее, малобюджетно.

По сути, фильм целиком состоит из одних только намёков. В нем практически ничего не показано. Даже возникает ироничная мысль: а что же тут, собственно, смотреть, о чем же кино? Может, это просто бесталанная пустышка-плацебо, которая только на вид содержит в себе нечто, а на деле - ничего? Эстетская созерцательность и самопогруженность выхолощенного интеллектуального пуританства старой Европы? Возможно. Даже наверное отчасти так. Но именно это для меня сделало фильм несколько другим, непохожим. На Линча точно непохоже - что уже хорошо, не так ли? Ведь сегодня от скрытых, опосредованных и явных аналогий с ним, казалось бы, некуда деться при постановке такого рода работ. Разве что Джессика Хауснер просто не знает, кто такой этот Линч  ;-)

Она вроде бы ничего от нас особо не скрывает, не надевает специально маски, чтобы потом их сорвать или чуть приоткрыть. Просто ее героиня словно не обращает ни на что особого внимания - ни на что, кроме себя. А сама она довольно немногословна, флегматична, сдержанна, да просто в каком-то смысле ограниченна в силу своего сугубо европейского традиционного менталитета с толикой снобизма. В ней нет ни ярко выраженной экспрессии, ни импрессии. Ее внутренний мир не настолько богат, чтобы нарисовать для себя и нас завораживающие фантасмагоричные картины. Она эмоционально бедна и слишком рациональна. Поэтому она почти не замечает того, что в действительности происходит рядом, а когда замечает, не кидается на поиски истины. Это дело той же полиции, а у нее своя работа, ей ни к чему забивать себе голову тем, что ее прямо не касается. И лишь когда то самое "нечто" совсем откровенно проявляет себя в реальности, просто не пуская Ирэну обратно в дом после очередного ее полночного перекура на границе лесной тьмы, - только тогда она решает, что надо уже кое-что прояснить. И со свойственной немцам прямотой, безо всякого там страха и прочего, обращается напрямую к тому "нечто", словно спрашивая в недоумении: "Вас ист дас?"
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments