Фильм этот настолько предсказуем, что и начать хочется сразу с каких-нибудь обобщений.
Итак, темы в фильмах Блие неизменны на протяжении многих лет. Это — любовь и смерть, а также их многообразные проявления и следствия: насилие и секс, адюльтер и флирт. Соответственно, главные герои картин Блие — мелкие преступники, проститутки, чудаки разных степеней безумия. Все это присутствует и в «Сколько ты стоишь?».
Источник напряжения и любовного сумасшествия, которое так или иначе охватывает всех героев фильма, как мужчин, так и женщин, — Моника Белуччи, то есть роскошная проститутка Даниэла, которую она играет. Глядя на Белуччи, очень четко понимаешь значение словосочетания «секс-бомба»; это именно тот случай. Белуччи, как говорят, в теле — но назвать ее полной, или толстой, язык не поворачивается. Это как раз классический вариант красоты, именно так выглядели роскошные нимфы и богини на полотнах европейских живописцев от Ренессанса вплоть до райских садов кисти Пуссена и Рубенса. Тело Белуччи излучает чувственность не только формами, но и каждым движением — а это уже не только от природы, но и от актерской одаренности. Блие всегда умел подбирать хороших актеров и работать с ними. Вот и в этот раз исполнители первоклассные — Бернар Кампан (в роли Франсуа, на которого якобы свалилось неожиданное богатство), умеющий быть в кадре и смешным, и трогательным, и сексуальным, и мужественным, и Жерар Депардье, в свое время открытый Блие, в роли добросердечного гангстера Чарли, который весь фильм угрожает совершить что-то страшное, но так и не делающий этого. «Сколько ты стоишь?» держится на этом трио. Работа Блие — превратить роковые страсти, разгорающиеся в упомянутом треугольнике, в необременительное развлечение. И это ему удается уж слишком хорошо.
Ведь в своих лучших работах — таких как «Спасибо, жизнь», «Приготовьте носовые платки», «Странствия чудаков» Блие удавалось удерживать необходимые пропорции между комическим и драматическим, не впадая ни в нигилистическую иронию, ни в излишний пафос. То есть, было над чем посмеяться, в то же время и носовые платки без работы не оставались. К сожалению, в «Сколько ты стоишь?», как и во всех последних работах режиссера, равновесие нарушено. Ни о чем глубоко, ни о чем проницательно. Вместо искусной трагикомедии — водевиль, вместо хорошей истории — гламурная болтовня, вместо эффектного финала — ряд воображаемых сцен, драматургически очень слабых. То есть ни героям, ни зрителям не о чем волноваться. Как пришли, так и ушли. Без лишних потрясений и мыслей. Разве что еще раз убедились, что Белуччи — ого-го, однако это было понятно и раньше. А так — больше ничего. Несколько удачных шуток. Стандартная французская комедия. Не слишком большой результат для режиссера с прославленным именем.
Но вместе с тем посмотреть все равно стоит: хотя бы ради действительно хороших острот. Ну и, конечно, ради Белуччи.
Дмитрий Десятерик
Community Info