Jean-Pierre Melville, France-Italy, 1967.
За 30 лет до Джармуша Жан-Пьер Мельвилль снял историю современного убийцы с честью. И если Форест Уитакер постоянным маханием меча и чтением кодекса разгонял в нас сомнения в том, что он самурай, то одного взгляда на Джефа Костелло (Ален Делон) достаточно, чтобы сомнений и не возникало. Он поправляет шляпу, и невозможно представить его в другом фильме, невозможно вообще представить себе другой фильм, есть только эта плёнка и Делон, неотделимый от каждого кадра. Он живёт кино, он вдыхает кино, он выдыхает кино, он и есть кино.
Этот фильм создан быть культовым хотя бы потому, что в нём нет ни одной некрасивой женщины. Как и ни одного поцелуя, впрочем: самурай не знает страсти; покорный взгляд и прощальные объятия, — вот всё, что даёт вожделеющим Мелвилль. Ещё в нём нет лишних слов, и это, пожалуй, лишает его культа. Нет чтений Маркса, постельних разговоров, дыма в потолок и медитативных пауз — фильм просчитан и строг, мужчины с пистолетами решают свои дела почти молча.
Перечисляя, чего нет в фильме, я пытаюсь рассказать, что там есть, и с этим фильмом всё так: «нет» в нём значит «да», а «никогда» требует замены на «всегда». «Я никогда не думаю», — говорит следователь, «я никогда не проигрываю», - смотрит в камеру Костелло, и ясно, что из головы полицейского не исчезают мысли о нём, а никогда не проигрывает тот, кому нечего терять, и значит, однажды он потеряет всё. Это не дуэль полиции и бандита, это путь одинокого волка, всегда идущего на смерть и всегда знающего это.
Community Info