sheynkin (sheynkin) wrote in drugoe_kino,
sheynkin
sheynkin
drugoe_kino

Categories:

"Psycho" Альфреда Хичкока - некоторые мысли

Как, вероятно, все или почти все фильмы Хичкока, "Психо" представляется слишком сложным и многоплановым для того, чтобы впихнуть его в короткую рецензию. Единственное, что можно попробовать - это обозначить несколько кажущихся важными и интересными пунктов.

Делез в "Кино" упоминает статью Франсуа Реньо о формальной системе Хичкока, и, в частности, его анализ геометрических форм, характерных для того или иного фильма. Относительно "Психо" Реньо обращает внимание на "ломаные линии и контрастную черно-белую структуру кадра". К этому можно добавить, пожалуй, монотонные ряды вертикальных или горизонтальных линий, начинающиеся еще в заглавных титрах, и затем навязчиво появляющиеся снова и снова - как жалюзи на окнах отеля в Финиксе, купюры в пачках денег, складки штор, ступени и столбики перил в доме Нормана Бейтса и так далее. Сюда же примыкает и резкое вертикальное движение черного лезвия ножа на фоне белого тела в сцене убийства Марион. Это рассечение пространства - обычно сопряженное с потерей глубины кадра - как правило, связывается с нарастающим напряжением, ожиданием события. Распад личности Нормана Бейтса подчеркивается противопоставлением геометрической чистоты прямых линий помещений внутри дома (царства Матери) и гостиной мотеля, уставленной чучелами птиц - символами имитации жизни, основного занятия Нормана.

Прячась в гостиной, Норман должен бы стать самим собой - но кем? Его жесты, походка, ракурсы, в которых он нам показан, не оставляют сомнения - искусный чучельник сам превращается в птицу, существо не просто нечеловеческое, но, для Хичкока, абсолютно чуждое (и, как следствие этой чуждости, враждебное - вспомним более поздних "Птиц") человеку. Его раздвоенность, кстати, тоже может быть понята как "птичья" - ведь многие птицы, глядя на мир, видят два непересекающихся поля зрения; и нож, орудие убийства, чем-то похож на птичий клюв. Окончательно это превращение становится очевидным в финале фильма, где Норман кутается в одеяло, словно большая птица - в свои крылья.

Именно эта, нечеловеческая природа Нормана, на мой взгляд, объясняет трансформацию еще одного типичного хичкоковского мотива - "протянутой руки" - в сцене убийства. Умирающая Марион протягивает руку в безнадежной мольбе о спасении - но этот жест не может быть направлен к Норману, ибо жесты - средство коммуникации людей, он же уже не человек. Таким образом, жест становится направлен непосредственно в зрительный зал, к зрителю. Хичкок подчеркивает это и усиливает эмоциональное воздействие этой сцены тем, что в завершение жеста - уже перед "падением в пропасть" (еще один хичкоковский мотив, здесь реализуемый как падение тела Марион на пол ванной комнаты) - рука хватает край занавеса - очевидной метафоры киноэкрана - словно вырываясь в предэкранное, "реальное" пространство. Этот порыв, однако, обречен - хотя бы из-за самой природы кино - и Норман топит в озере тело Марион, завернутое в тот самый занавес.
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments