
В ролях: Роберто Бениньи, Николетта Браски, Жан Рено, Эмилия Фокс, Том Уэйтс
Сценарий: Роберто Бениньи, Винченцо Церами
And water'd heaven with their tears,
Did he smile his work to see?
Did he who made the Lamb make thee?
W. Blake “The Tyger”
Открывается фильм сценой сна Аттилио, в котором он представляет свою свадьбу с Витторией, и, несмотря на то, что сам герой одет на редкость неподобающим для жениха образом, основное внимание к себе привлекает сидящий за фортепьяно Том Уэйтс. А в эпизоде, когда Аттилио и Виттория приходят в квартиру поэта, на заднем фоне работает телевизор, по которому показывают вестерн Серджио Леоне “Хороший, плохой, злой”. Звучит знаменитая мелодия Эннио Морриконе, и вновь фокус внимания смещается в сторону от основной линии повествования. В этих моментах кроется всё противоречие чувств, испытываемых при просмотре “La Tigre e le neve”. С одной стороны внимаешь рассказываемой истории, с другой – испытываешь стойкое ощущение дежа вю.

Спилберг явно был слишком резок, впрочем, объяснить это обстоятельством можно тем фактом, что итальянский режиссёр во время своего променада случайно наступил режиссёру американскому на голову. К тому же, недавнюю работу самого Стивена, “Мюнхен”, иначе кроме как весьма спорной и не назовёшь.
Только вот в своей новой ленте Бениньи играет практически по тем же правилам, что и 9 лет назад, и это не может не накладывать свой отпечаток на восприятие. Отличие существует: в этот раз линия войны и связанных с ней трагедий является не движущей силой сюжета, а выступает в качестве фона, однако во всём прочем схема остаётся той же. Первая половина истории пропитана весельем и чувством праздника (весьма ощутимо здесь влияние Феллини), вторая куда более драматична – и демонстрирует, что веселье и печаль гораздо лучше воспринимаются в контрасте. А моменты, когда трагедия окружающего мира вторгается в повествование (к примеру эпизоды, в которых герой пытается убедить американских солдат, что он не шахид, или пробирается по полю, оказавшемуся заминированным), выходят на порядок сильнее, нежели когда в кадре единолично царит Бениньи. В памяти же отдельные фрагменты сохраняются куда ярче, чем собранная воедино история.
Да и в целом, пожалуй, отношение к ленте “Тигр и снег” будет зависеть от того, что именно вы смотрите: ещё одно признание в любви Роберто Бениньи к своей жене Николетте Браски, которую он снимает в каждом фильме с 1983 года, когда они познакомились, или же попытку режиссёра войти в одну и ту же реку дважды, пройдя чуть дальше по берегу времени. А это, как известно, занятие не из самых успешных.
Community Info