«Безумие» - кино по мотивам де Сада, куда режиссер совершенно гармонично внёс еще и переклички с Э.А.По. Большая часть действия происходит во вневременном сумасшедшем доме, где главного героя, Жана, пытаются излечить «превентивными мерами» от страхов и фобий. Приводит его туда «тот самый Маркиз». До этого мы наблюдаем святотатственную оргию в часовне Маркиза, отсылающую нас к некоторым сценам из «Жюстины», и его фальшивое погребение на манер рассказа «Погребенные заживо». Действия Маркиза вызывают у Жана смесь любопытства и отвращения, - единство противоречий подталкивает его на рискованный эксперимент.
И тут обнаруживается, что в этой психушке правит «свободная воля» больных, а врачи и экзекуторы, обмазанные смолой и перьями, сидят за решеткой в подвале. За больными следит друг Маркиза - главный врач и медсестра: то ли жертва ситуации, то ли свихнувшаяся нимфоманка…Конец картины похож на закольцованный кошмар - из гуманистических соображений Жан выпускает на волю врачей и те, наведя НОВЫЙ ПОРЯДОК, облачают его в смирительную рубашку, признав сумасшедшим.
Акцент на психиатрических заболеваниях и больницах здесь не случаен – ведь де Сад значительную часть жизни провёл именно в таких учреждениях. И одним из его постулатов, который так блестяще проиллюстрировал Шванкмаейр, был – «устройство мира ненамного безумнее моих самых изощренных фантазий». И как хорошо это подтвердил весь 20 век!!! Революция, инициированная Жаном в сумасшедшем доме, – явный отсыл к Французской революции, сначала освободившей де Сада, а потом признавшей слишком неудобным для себя. Слишком уж плохого мнения он был о Боге и роде человеческом…
Идеальный сценарий, великолепная игра актеров (один Маркиз чего стоит!),
тонко подобранные интерьеры и места для съемок. Фильм шёл на чешском с русскими
и английскими субтитрами. Так как чешский местами похож на русский, можно было полностью ощутить интонационную силу диалогов.
Действия сопровождают параноидальные вставки – куски мяса, освежеванные мозги, вырванные глаза самодвижущиеся по грязи, заползающие в кастрюли и лошадиные черепа, обмотанные бинтами, танцующие и совокупляющиеся друг с другом.
Community Info