desyateryk (d_desyateryk) wrote in drugoe_kino,
desyateryk
d_desyateryk
drugoe_kino

Categories:

Еще одна цена свободы ("Спокойной ночи и удачи")

Еще одна цена свободы

А все же интересно, почему Джордж Клуни, занявшись режиссурой, выбрал именно телевидение, его темную сторону и скрытые ужасы... Ведь его дебют - "Признания опасного человека" – был (согласно утверждениям режиссера) экранизацией мемуаров знаменитого телеведущего, который по совместительству работал еще и наемным убийцей. Возможно, сказывается то, что сам Клуни начинал в популярнейшем сериале "Скорая помощь". Так или иначе, но его картины о малом экране сделаны со знанием дела.

Новая лента - это не просто историческое исследование о телевидении ранних 1950-х - времен свихнувшегося в поисках врагов сенатора Маккарти и жестокой холодной войны. Это проникновение в самую суть телевидения, неторопливое изучение его механизмов, его специфического, даже парадоксального устройства. И хотя сюжет фильма (сценарий - Грей Хеслоу) построен на фактах из биографии знаменитого обозревателя Эдварда Мюрроу, бросившего вызов Маккарти, Клуни создает как бы коллективный портрет этих людей - новостийной службы телеканала СBS, в своем роде первопроходцев политической ТВ-журналистики. Остро, с необходимыми деталями прорисованы даже второстепенные характеры, вся анатомия отношений как внутри этого сообщества, на межличностном уровне, так и в сложной иерархии телекорпорации.

Вообще, в художественном плане "Доброй ночи и удачи", - ощутимый шаг вперед Клуни-режиссера. Ничего лишнего, все работает: и черно-белое решение, и приближенное к ТВ-стилистике чередование крупных и средних планов - оператор, а за ним и зритель становятся если и не свидетелями, то очень близкими наблюдателями происходящего. Практически все актерские работы имеют в себе, так сказать, убедительный психологический объем, наполнены необходимыми нюансами жестов и интонаций. Особенно это касается, конечно, блестящего выполнения Дэвидом Стретхейрном роли Эдварда Мюрроу. Этот желчный профиль, сигарета в отставленной ладони, неулыбчивое лицо - все будто бы просто, но такое качество перевоплощения дорогого стоит. Что же касается Клуни, то, наверное, главное качество его режиссуры - это почти идеальное чувство ритма. Чрезвычайно интересный - в одно прикосновенье, в самых неожиданных местах - монтаж, групповые сцены, наполненные движением и спорами, эпизоды полузатемнения, подчеркнивающие молчаливое одиночество героев, замечательные джазовые номера в исполнении Диан Ривс - все это создано по продуманной партитуре. И поэтому сам фильм очень легкий, смотрится на одном дыхании. В какой-то мере здесь ощущается близость к методам великого реформатора театра, Бертольда Брехта, создавшего именно такую конструкцию многоэпизодного, четко выстроенного зрелища, театра идей, когда исполнители в определенном смысле еще и свидетельствуют о своих героях и их поступках, а в роли смыслового монтажа - музыкальные номера...

Есть свой идейный императив и в фильме Клуни. Его провозглашает в финальной речи Мюрроу-Стретхен: "Наша история будет такой, какой мы ее сделаем. Если мы будем продолжать в том же духе, то история нам отомстит, и ее месть будет скорой. Надо хотя бы иногда задумываться над значением идей и информации... Людям совсем не все равно, я могу это доказать. Но если даже они (те, кто настаивает на превращении ТВ в развлечение - ДД) и правы, то в чем смысл нашей работы? Если мы ни на что не способны, кроме развлечений, то борьба проиграна. Этот инструмент может учить, может просвещать и даже вдохновлять. Но он может это делать лишь в той мере, в какой люди готовы воспринимать его. Иначе это только провода и свет в коробке. Простой ящик с детальками и платами. Абсолютно бесполезная вещь. Абсолютно бесполезная и никому не нужная". Эти слова из современного сценария воспринимаются, среди прочего, как предупреждение, даже предвидение еще из прошлой эпохи, родившей телевидение (первой передачей его, кстати, была трансляция открытия Олимпийских игр в нацистской Германии).

Свидетельство таланта художника - это легкость ответа на вопрос, о чем именно его произведение. "Доброй ночи и удачи" - это фильм о цене свободы. Притом - очень элегантно сделанный. То есть, достигнуто полное равновесие между содержанием и формой.
Чего, кстати, нет и пока не предвидится в моем журналистском ремесле…

Дмитрий Десятерик
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments