Фух, посмотрел. Ну что я могу сказать, шикарно. Конечно же, маэстро сделал упор на цветовой гамме, при этом у него получилось настолько захватывающе, когда кроваво-красный цвет перехлестывал черно-синий, и рядом же контрастировал белоснежный. что это и придало фильму тот неповторимый шарм. Иллюзия цветов, если можно так сказать. Что-то нереально кошмарное и притягивающее. И если начало фильма прошло под главной темой жанра "giallo", и я уже грешным делом подумал об очередном жанровом творении, то впоследствии талант экспериментатора взял верх, подарив зрителю незабываемые моменты мистического хоррора. Пугающих моментов предостаточно, и если поначалу это кажется блеклой попыткой напустить страха, то буквально через пару минут ты сидишь, весь погрузившийся в атмосферу ирреальных звуков и цветов. Сочетание фантастического потустороннего визуального ряда с психоделическим саундтреком приносит 100 процентные плоды. А если вспомнить год выхода фильма, то остается снять шляпу перед талантом режиссера, сценариста, оператора. Да и девочки отыграли великолепно, создав практически идеальные образы. Становится не по себе, когда узнаешь, что фильм основан на реальных событиях, пусть и приукрашенных бурными фантазиями создателей. Чудный фильм.
Познакомившись на съемках "Кроваво-красного" (Profondo Rosso, 1975) с талантливой молодой актрисой и драматургом Дарьей Николоди (Daria Nicolodi), "итальянский Хичкок" Дарио Ардженто создал с ней личный и творческий союз, результатом которого стал самый продуктивный и "классический" период в его творчестве. Именно Дарья предложила мэтру на время отойти от жанра "giallo" и попробовать свои силы на ниве мистического хоррора, благо у госпожи Николоди как раз была интересная задумка для будущего фильма. Задумка эта в конечном итоге вылилась в грандиозный сценарий, по которому и была поставлена "Саспирия" - пожалуй, самый знаменитый фильм в карьере Дарио Ардженто и один из самых известных итальянских фильмов на арене мирового кинематографа!
...Молодая американка Сьюзи Баньон приезжает в Германию для того, чтобы пройти трехгодичный курс обучения в элитной балетной школе. Однако с самого начала дела у нее не заладились. В аэропорту Сьюзи встречает сильный ливень с раскатами грома и молниями, неприветливый таксист, ночью, по этой погоде везет ее в балетную школу, где Сьюзи сталкивается в дверях с молодой девушкой, явно находящейся в истерическом состоянии.....
"Саспирия" уже давно является легендарной классикой итальянского (и мирового) кинематографа, а у любой легенды обязательно должна быть интересная история создания. Это утверждение является истинным для подавляющего большинства действительно легендарных и культовых картин, но особенно, пожалуй, оно справедливо по отношению к данной ленте. Сюжетную основу "Саспирии" Дарья Николоди почерпнула из реальной истории своей бабушки, которая в пятнадцатилетнем возрасте сбежала из частной школы преподавания фортепьяно, ибо помимо "основного предмета" ученикам "преподавались" и основы черной магии... Изначально, Дарья и Ардженто задумывали "Саспирию" как основу трилогии "Трех Матерей" ("Three Mothers" trilogy), которая должна была стать хроникой темных дел трех ведьм: в "Саспирии" рассказывается про Mater Suspiriorum (Мать Вздохов) в германском городке Фрайбург (Freiburg); во втором фильме трилогии, "Инферно" (Inferno, 1980), речь идет о Mater Tenebrarum (Мать Тьмы) в Нью-Йорке; а в третьем, до сих пор не снятом (и надежды на его съемку весьма призрачны, к сожалению) фильме речь должна была идти о Mater Lachrymarum (Мать Слез) в Риме. По задумке Дарио, данный фильм должен был стать "страшной сказкой для взрослых", и маэстро изначально планировал снимать в роли учеников детей, однако продюсеры этому воспротивились, и Ардженто пришлось поднять "возрастной ценз" актеров до 16-18 (максимум 20) лет, однако по всему фильму он оставил внимательным зрителям намеки на то, что история эта должна происходить именно с маленькими девочками (к примеру, во многих эпизодах фильма студенты ведут себя исключительно по-детски, а все дверные ручки, с которыми сталкивается Сьюзи в своих перемещениях по школе находятся практически на уровне ее головы, как это было бы в случае с маленьким ребенком в мире взрослых...). Принимая данную задумку во внимание, многие наверняка сопоставят это с прекрасной (и безумной) сказкой Льюиса Кэрролла "Алиса в Стране Чудес", однако для реализации конкретно этого фильма Ардженто вдохновлялся совсем другим произведением - диснеевской "Белоснежкой и Семь Гномов"! Именно оттуда Дарио решил почерпнуть яркие, галлюциногенные цвета, которые ему безумно хотелось бы видеть и в собственном фильме. Для того, чтобы достичь желаемой цветовой гаммы картины, было принято решение снимать на пленку старого технологического процесса компании Technicolor под названием "Technovision", который и позволял достичь нереальных цветовых оттенков, однако в широкой практике уже не использовался. Лишь чудом продюсерам удалось закупить последнюю партию специальной пленки и договориться с лабораторией Technicolor в Риме, чтобы они не демонтировали единственную оставшуюся у них машину для процессинга этой пленки до окончания работы над фильмом. И надо сказать, что результат столь титанических усилий на экране полностью оправдался, ибо цветовая палитра (и вообще работа со светом) "Саспирии" навсегда вошла в анналы кинематографической истории как одна из самых креативных и во многом новаторских работ в цветописи.
Креативным и во многом новаторским был и процесс работы с актерами на площадке. Актерская труппа состояла из представителей различных стран - там были немцы, итальянцы, американцы, и каждый актер произносил свои диалоги на родном языке. Поэтому зачастую при съемках сцен где одновременно участвуют много персонажей, актеры не имели ни малейшего понятия что им говорит коллега из другой страны (естественно они знали приблизительный смысл диалогов своих оппонентов, но конкретные слова не понимали). Очевидно, что это было возможным лишь по той причине, что в Италии, как, кстати, и вообще в Европе того периода, звук не писался "вживую" - фильм впоследствии всегда полностью дублировался на тонстудии в той языковой версии, которая нужна была для проката в конкретной стране. Помимо этого, Дарио никогда не конкретизировал актерскую задачу, и зачастую исполнители узнавали о том, что за сцена им предстоит буквально за пару минут до начала съемок, что, безусловно, особым образом отражалось на их игре. Также на игре актеров весьма серьезным образом отражалась музыка из саундтрэка, которую постоянно "врубал" на площадке маэстро, чтобы исполнители персонажей его фильма "проникались" соответствующей атмосферой и настраивались на нужный лад.
История со звуковой дорожкой картины тоже весьма интересна. Дело в том, что обычно музыканты пишут музыку к фильму "постфактум", то есть в соответствии с "картинкой" композитор сочиняет музыкальные темы определенного настроения. В работе же над этим фильмом все было с точностью до наоборот. Для написания музыкального сопровождения Ардженто привлек к работе легендарный коллектив "Goblin", с которым он уже успешно сотрудничал на своем предыдущем фильме "Profondo Rosso". "Гоблинам" была поставлена задача - сделать очень тревожную и мрачную музыку, используя при этом необычные эффекты и приемы. Результат же превзошел все самые смелые ожидания - саундтрэк для фильма получился просто великолепным и наравне с самой картиной получил статус "классического", будучи в то же время революционным по своей сути. Для написания музыки коллектив отказался от "оркестрового пафоса" и вместо этого использовал немало экзотических инструментов и шумовых приемов, в результате чего получилось несколько минималистичных, но исключительно эффектных (и эффективных) музыкальных тем, которые и прокручивали актерам на площадке для более полного "вхождения в образ".
Что касается самих актеров, то среди них есть немало интересных личностей. Основного персонажа ленты, американку Сьюзи Баньон играет американская же актриса Джессика Харпер, которую Дарио Ардженто заприметил еще в 1974-м году в глэм-роковом мюзикле Брайана Де Пальмы "Phantom of the Paradise" и был очарован ее внешностью, которая как нельзя лучше подходила для его фильма. Надо отметить, что роль Сьюзи Дарья Николоди писала для себя, но продюсеры отклонили ее кандидатуру, настояв на приглашении американской актрисы. И надо сказать, что это никоим образом не пошло фильму во вред, а скорее даже наоборот, ибо Джессика Харпер просто-таки идеально вписалась в роль Сьюзи. Подругу Сьюзи, Сару, играет Стефания Казини, человек весьма разносторонних талантов и интересной карьеры. Снимаясь в жанровом кино, к примеру в "Дракуле Энди Уорхола" Пола Морриси, она умудрялась также играть в фильмах таких маститых европейских режиссеров, как Бертолуччи и Гринуэй, а в восьмидесятых и сама "двинулась в режиссуру", поставив немалое количество фильмов (в основном для телевидения). На роль владелицы заведения, мадам Бланк, была приглашена примадонна гламурного американского кино сороковых годов Джоан Бенетт, которая очень достойно и качественно сыграла в этой картине одну из своих последних больших ролей. В основном в картине участвуют лишь женские персонажи, а немногочисленные мужские роли очень малы и бессловесны.
Говоря о фильме в целом - нельзя не восхищаться уникальным визуальным решением ленты. Потрясающей насыщенности "галлюциногенные" цвета вкупе с затейливым движением камеры и исключительно эффектным монтажом оказывают на зрителя потрясающее воздействие, заставляя проникнуться тревожной, нездоровой атмосферой фильма, что называется, "по полной программе". Исключительно эффективное и мрачное музыкальное сопровождение прогрессив-рок группы "Goblin" лишь усиливает "эффект присутствия" в картине, а убийства в этом фильме, пусть и немногочисленные, как всегда у Дарио сняты очень стильно и с садистским смакованием особенно эффектных деталей.
Сергей Меренков
Еще говорят, "Опера" и "Тенебре" хороши у Ардженто.
"Тенебре" - хороший, без мистики, но интересный именно детективной составляющей.
По степени красивости и страха с "суспирией" ставлю рядом Deep Red.
Но очень люблюи "Инферно" и "Феномену"
теперь гляну