Анна (illa_anna) wrote in drugoe_kino,
Анна
illa_anna
drugoe_kino

Categories:

"Вампир" Карла Дрейера (1932 год)

Содержание фильма полностью отвечает названию. Это история о том, как молодой человек, путешествующий по Европе, сталкивается с вампиром, его приспешниками, его жертвами. Он вступает в борьбу, и добро побеждает зло. И однако же, Дрейер снимает совсем не подражение "Дракуле" Браунинга, который вышел в США годом раньше.

Вампир Дрейера - это старая женщина. Никаких клыков, превращений в летучую мышь или окровавленной пасти. Ее помощники и слуги - деревенский доктор и одноногий мужчина - странные и мрачные типы, но тоже ничего сверхъестественного. Жертва вампира - молодая девушка, в какой-то момент жутковато улыбается, но нет никаких клыков или специального грима. Само зло в фильме очень обыденно. А вот атмосфера - очень сюррреалистична (кстати, "Андалузский пес" и "Золотой век" только что вышли - в 1928 и 1930).

Крестьянин с косой, звонящий в колокол, чтобы вызвать паром как-то подозрительно похож на смерть. Или все же это только крестьянин? Мы видим тень человека (самого человека нам не покажут), копающего землю - но комья почему-то летят не от лопаты к земле, а наоборот. В фильме вообще очень много теней, гуляющих иногда отдельно от хозяев, а потом воссоединиящихся с ними. Или это только кажется главному герою? Герой постоянно находится в состоянии между сном и явью - кульминацией фильма является момент, когда он теряет сознание на скамейке, раздваивается, один (прозрачный) уходит и видит себя же мертвого в гробу. Снято все это мастерски. Поочередная смена ракурса - лицо мертвеца крупным планом и тут же взгляд из гроба наружу - как бы его мертвыми открытыми глазами, производит жутковатое впечатление. Если смотреть фильм не очень внимательно, он распадается на набор более или менее сюрреалестичных картинок. Но, если следить за каждым кадром, фильм оказывает гипнотическое действие и одновременно виден тщательно выстроенный сюжет. В общем, это надо видеть. Если Вы любите "эстетское" кино :)

Дрейер не показывает ужас - он воссоздает атмосферу ужаса. На это работает все - и странные тени, и неясные звуки (хотя фильм и звуковой, но по стилистике он ближе к немому; основное содержание излагается на страницах книги про вампиров, которую читают по очереди герои; фразы, которыми они обмениваются, редки, отрывочны и нужны больше для создания настроения, чем для понимания сюжета). И в этом суть - неважно, реальна ли история про вампира, сон это или явь. Важно, что реален сам ужас.

Критики пишут, что киноиндустрия пошла по пути, проложенном "Дракулой" и "Франкенштейном" (тоже, кстати, 1931 год), а у Дрейера не было последователей. Но мое ощущение (возникшее после других фильмов Дрейера - "Слово" и "День гнева") о том, что Дрейер сильно повлиял на Романа Поланского, после "Вампира" превратилось в уверенность.
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments