Drugaya (Катя Пчелкина) (drugaya) wrote in drugoe_kino,
Drugaya (Катя Пчелкина)
drugaya
drugoe_kino

Category:

«Четыре»

Режиссер: Илья Хржановский
Сценарий: Владимир Сорокин
126 мин., Россия – Нидерланды, 2005 г.


«Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка
чертили чёрными чернилами чертёж»


Ого-го-го-го! Есть на свете и такой вот фильм. Причем отечественный, причем 2005 года, но почему-то узнал я о нём только сейчас. И не от радиоприемника или телевизора, а просто увидел в подземном переходе немного нестандартную обложку и решил приобрести. На обложке ни много ни мало – женская грудь, причем одна, попросту говоря, сиська. А поверх неё еле видно УФ-лаком нанесена загадочная цифра четыре.

Не подумайте, что я какой-то недоразвитый подросток пэтэушник, млеющий от изображения оголённых женских частей тела. Просто такой вот наглый ультрасовременный (хи-хи-хи) подход к оформлению вкупе с многочисленными маленькими надписями, обрамленными в пальмовые веточки, рассказывающие о номинациях и наградах на международных конкурсах и фестивалях, без труда дают понять – продукт авторский, «недлявсех». Продавец просунул мне коробочку в маленькое окошко и для пущей моей уверенности, чтобы я не сомневался в своем выборе многозначительно добавил: «Скандальный фильм, блин...» Эге-ге-гей, подумал я и потащил добычу до дома.


Есть у меня хороший знакомый, который Сорокина читает давно и много. От него я слышал несколько упрощенных пересказов произведений писателя, что-то он мне там про какашкоедов и бабушкафилов рассказывал, и я, чистая душа, решил, что к прочтению еще не готов и отложил знакомство с новым для меня автором до лучших времен. До книги я так и не добрался, но фильм «4» – это уже третий фильм снятый по Сорокинскому сценарию. До этого были «Копейка» Дыховичного, «Москва» Зельдовича и еще что-то мне неизвестное. Так что Сорокин, в общем, времени не теряет - в кинематографическом деле освоился и преуспел.

Эге-ге-гей, какой шустрый, подумал я и принялся смотреть фильм. А фильм оказался совсем не простой. Называется «4», на обложке «4» и ваще... всё там от начала и до конца до четырёх посчитано, на четыре поделено, перемножено и по четыре раза рассказано. Мол, четверка никогда в истории человекообразных магическим или счастливым числом не была, а в то же время она о-го-го какая важная цифра: и окна у нас квадратные, и ног у собаки четыре, и колёс у грузовика четыре, и времён года четыре, и Евангелий канонических четыре, и, как оказалось, клонировать народ удобнее всего четвёрками. Очень мне такие штуки-закорюки в кино нравятся, особенно если это тонко сделано. Символизм эдакий. Как у Джармуша: черный кофе, белая чашка, белая сигарета, клетчатая черно-белая скатерть. Или как у Кесьлевского трилогия: синий, белый, красный...

Удивил меня актёрский состав, если так можно выразиться, чудной он там довольно. Там есть Шнур, он одну из главных ролей играет. Для тех, кто не знает, Шнур - ни капельки не актер, а поэт-песенник известный, матом часто ругается. В маленьких эпизодиках Федоров (гр. АукцЫон) и Алексей Хвостенко (Хвост) появляются. Остальной народ тоже разношёрстный. Есть вполне профессиональные актёры, а есть совсем не актёры и даже не музыканты, а так, просто люди. Причём смотрятся они в фильме эге-ге-гей как органично. Особенно бабки. Там целая деревня бабок. Как оказалось (я потом про них читал), бабки – настоящие. И деревня настоящая, просто название другое. Насколько я понял, в фильме вообще основная тема – это бабки. Они там горилку пьют всё время, песни поют, матюгаются, грязь месят и даже сиськами по-пьяни меряются. Вот так.


Один мой знакомый утверждал, что основной принцип культурного кино – это отсутствие крупных планов. Мол, когда рожи во весь экран, то одна говорит, то другая – это всё сопли, кровь-морковь для Голливуда, а в крутом «умном» кино всегда планы общие. Маленькие людишки должны по экрану туда-сюда бегать.


В общем кино с прибамбасами, какое сейчас называют артхаусным или авторским. Только вот посмотрел я его и впал в полнейший ступор. Неожиданно для себя я не смог найти обещанное «скандально, блин», и вообще мало что смог найти. Совсем не понял, с какой стороны всё это кушать надо. За что столько премий на разных фестивалях дали? Вроде бы вот он – фильм... а чё за фильм?

ВРОДЕ БЫ, много чего в фильме трогает, много есть красивых моментов, тонко придуманных, интересные диалоги, оригинальные планы, повороты, задумки... Но, правда, есть еще и общая нестройность, недособранность, и конца у фильма нет. Смотришь, смотришь фильм, вроде бы еще ничего не понятно, вроде бы просто завязка такая длинная, а потом тебе вдруг говорят – «Пока, пока» - фильм закончился. Ну, этим, правда, сейчас много кто грешит, уж даже как-то привычно стало, почти обязательный элемент кинофильмов «недлявсех», даже и говорить про это лень. Может, так и надо... Ну, да не важно.

Ходил, бродил, думал и, наконец, не без помощи товарищей, меня осенило. Фильм-то – экспортный. Фильм-то, на самом деле, про нашу страну... и выглядит она со стороны, судя по всему, довольно дико. Медведей, правда, нет, но зато есть грязь: 4 человечка и 4 собаки эту грязь ногами-сапогами месят, и люди от собак отличаются не в лучшую сторону. Я-то всё смотрел и ждал, что же в этой грязи случится такого феноменального, а ничего особенного не случилось. Получается – глупая тривиальность, что это фильм-страшилка просто про грязь. Оказывается, многие вещи, которые лично мне, жителю постСССРа, кажутся довольно естественными и обыденными, западному человеку бьют по башке со страшной силой. Мол, как же они там живут. Для шибко цивилизованных европейцев наши деревенские чудо-юдо-подобные бабки со звериными замашками - нечто невообразимое, страшное, апофеоз человеческой деградации, полнейший тупиковый пипец. Ну а для меня это вполне уминается в безобидное слово фольклор.

Недавно смотрел американский фильм, где американцы по-американски говорят, что и у них косяки есть, что и у них в Новом Свете есть проблемы, о которых стоит поразмыслить. Но подано это вполне прилично. Да, есть проблемы, но мы о них думаем, всё еще можно исправить. У нас всё намного грубее получается. Наложили на себя от души. Принято у нас так, если уж обсерать, так по полной программе.

И становится за свою страну немного обидно. Какое-то русофобское кино получается. Сор из избы выносим и шокируем неподготовленную заграничную публику. Нехорошо. А с другой стороны, видать, мы и вправду жуть какие дикие, как свиньи, сами себя жрём.

В фильме есть одна страшная сцена: режут свинью, потом начинается вакханалия-поедание. Все руками жрут, не вытираясь, самогоном запивают, а голову свиную выбрасывают обратно в свинарник и свиньи ее едят. О как.
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 50 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →