ХОРЬ и КАЛИНЫЧ (chor_i_kalinich) wrote in drugoe_kino,
ХОРЬ и КАЛИНЫЧ
chor_i_kalinich
drugoe_kino

Categories:

"Безумный Пьеро"

«Безумного Пьеро» Годар снял в 1965 году. Публика приняла фильм довольно сдержанно, недопоняла его – правда, за это Годар должен сетовать на себя, а не на публику: слишком много смыслов попытался маэстро загнать в этот (изначально сугубо детективный) сюжет с бунтарским душком.





Фердинанд Грифон (Бельмондо), молодой, хорошо образованный человек, когда-то даже что-то там преподававший, читающий книги о Веласкесе и ван Гоге, женатый на богатой итальянке (явный мезальянс, есессно), встречает девушку по имени Марианна Ренуар (Анна Карина). То ли влюбившись в нее, то ли вспомнив старую любовь (они когда-то знали друг друга), он бегит с ней из городу Парижу, предварительно ухлопав ейного хахаля (хотя, более вероятно, что его уходила сама Марианна)… Во-от… бегут, они, значит, бегут, как некие Бонни-и-Клайды; бегают-бегают, угоняя машины и время от времени убивая каких-то не разъясненных персонажей, ну и, как положено, погибают в конце. Фердинанд убьет Марианну, после чего самоубьется…

В общем, грустно)) Но отчаиваться не нужно!
Картина, как я уже говорил, богато нашпигована – тут вам и философия, и социальный протест, и психология, и фарс, и трагедия – и все это подано в лучших традициях «новой волны», т.е. нагловато, талантливо, непричесанно и безапелляционно.
Начало фильма носит отчетливый левацкий оттенок – речь явно пойдет о человеке, который загибается, блин, в «пошлом и бездуховном буржуазном мире».
Герой Бельмондо, обронив едкое замечание о том, что «за эпохой античности и Возрождения наступила эпоха задниц», бродит среди этих самых аристократических задниц, говорящих репликами из рекламных роликов, и источает внутреннее напряжение. Напряжение это в итоге прорывается наружу: он заедет тортом в рыло своей жене, потащившей его на этот великосветский раут за-ради того, чтобы он втерся в доверие к какому-то страшно полезному нефтяному магнату, и срыгнет домой.
А дома его будет ждать главная героиня, разовая такая няня, которую оставили посидеть с детьми – Марианна Ренуар. Имя явно не случайное (учитывая любовь Годара к цитатам) – в фильме постоянно мелькают репродукции французского импрессиониста, а кроме того, у импрессиониста был сын – Жан Ренуар, который когда-то (1939 г.) снял кино, взяв за основу пьесу под названием «Капризы Марианны».
И вот, приняв таблетку по имени Марианна, Фердинанд… то ли выпадает из Матрицы, то ли, наоборот, в Матрице просыпается: мы видим квартиру, набитую оружием, с голыми стенами (наготу стен только подчеркивают висящие там и сям репродукции и плакаты, а также многозначительная надпись ОАЗис, в которой первые три буквы нарисованы красным цветом), с трупом на кровати.
Среди этого бардака Марианна и Фердинанд, уже определенный Марианной в Пьеро, наслаждаются идиллией, завтракают, целуются – короче, все у них хорошо, просто влюбленные молодые люди – нормальная французская семья. После завтрака они укокошат (а может, не укокошат – не суть) еще одного балбеса и пустятся в бега, под тревожную, ничего хорошего не предвещающую музыку.
«Запах смерти» герой Бельмондо учует уже на 37-й минуте фильма, но он от него отмахнется, придаст своему, такому верному, ощущению общефилософский смысл, и уже через минуту заговорит «о чувстве свободы». Той самой, очевидно, которую все так по-разному понимают…
Все очень не просто: они с Марианной дополняют друг друга, но Пьеро хочет остановить мгновение, которое само по себе прекрасно, а вместо этого мчится за Марианной, которой останавливать мгновение скучно…
Т.е. внешняя сторона повествования дает картину глупейших, казалось бы, поступков главного героя: благополучный по всем меркам человек бросает все, сбитый с панталыку какой-то ветреной авантюристкой, чтобы стать… бомжом и убийцей.
Значит, не все было благополучно, значит, бунт, но это едва ли только бунт против буржуазного общества и прочая социалистическая блаблабла…
Это бунт человека против социума, как такового, независимо от формации, бунт против своей человеческой природы, бунт против одиночества, против лишенного любви пространства, бунт абсурдный, по-дамски истеричный, по-детски глупый и по-мужски отчаянный…
И отчего-то вспоминается мне умненький герой Козакова из фильма «Безымянная звезда»: - «Все мы порой скучаем, всем нам не нравится наша жизнь, все мы хотим ее изменить – хоть на пять минут… Но эти пять минут пройдут!»…
Хорошо, когда знаешь, что «эти пять минут пройдут», плохо, когда они не проходят! Тупиковая ситуация! Марианна предлагает Пьеро сценарий – историю человека, который, узнав, что нынче к нему должна прийти смерть, решает бежать из Парижа. Из Парижа он убежал! Но умер ровно в намеченный час… Бегство было бесполезным.
Абсолютно всё – абсолютно бесполезно.
Отсюда и потеря интереса к жизни, и первая суицидальная выходка с поездом – а она произойдет после того, как Марианна исчезнет. И повторится, когда Марианна исчезнет снова – на этот раз окончательно – Пьеро застрелит ее, когда она попытается от него сбежать. Наверное, с ее стороны это действительно было предательством (антифеминизм Годара известен), в том смысле, что она хотела украсть у него последний смысл его жизни, но винить ее в этом не приходится – вода не виновата, что она вода, как говорят пожилые умудренные индейцы (не помню, честно говоря, в каком кино они это говорят). В общем, застрелив Марианну, Пьеро подписал приговор самому себе – как тот герой Эдгара По из рассказа о Вильяме Вильямсе (который тоже цитируется) – жить стало совсем уж как-то незачем…
Конец известен – динамит, намотанный на голову, чирканье спичками, предпринятая в последнюю секунду судорожная попытка остановиться и – «красивая смерть»…
Subscribe

  • "Всё о Еве" (США, 1950), режиссёр: Джозеф Лео Манкевич

    "All About Eve" В ролях: Бетт Дэвис, Энн Бакстер, Джордж Сэндерс Сценарий: Джозеф Лео Манкевич, Мэри Орр Страница фильма на IMDB Стареющая…

  • Масло Лоренцо

    Старенький трусториевый фильм из тех, где надрывная драма произрастает из редких и фактически неизлечимых болезней человека. Эта правдивая история…

  • Богемская рапсодия

    Уау. Это было..уау. Круто! Сплошная эмоция! Многоликая, счастливая, грустная, трогательная, фантастическая, недостижимая, сказочная….Давно я…

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

  • "Всё о Еве" (США, 1950), режиссёр: Джозеф Лео Манкевич

    "All About Eve" В ролях: Бетт Дэвис, Энн Бакстер, Джордж Сэндерс Сценарий: Джозеф Лео Манкевич, Мэри Орр Страница фильма на IMDB Стареющая…

  • Масло Лоренцо

    Старенький трусториевый фильм из тех, где надрывная драма произрастает из редких и фактически неизлечимых болезней человека. Эта правдивая история…

  • Богемская рапсодия

    Уау. Это было..уау. Круто! Сплошная эмоция! Многоликая, счастливая, грустная, трогательная, фантастическая, недостижимая, сказочная….Давно я…