?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Flag Next Entry
"Безумный Пьеро"
Вася
chor_i_kalinich wrote in drugoe_kino
«Безумного Пьеро» Годар снял в 1965 году. Публика приняла фильм довольно сдержанно, недопоняла его – правда, за это Годар должен сетовать на себя, а не на публику: слишком много смыслов попытался маэстро загнать в этот (изначально сугубо детективный) сюжет с бунтарским душком.





Фердинанд Грифон (Бельмондо), молодой, хорошо образованный человек, когда-то даже что-то там преподававший, читающий книги о Веласкесе и ван Гоге, женатый на богатой итальянке (явный мезальянс, есессно), встречает девушку по имени Марианна Ренуар (Анна Карина). То ли влюбившись в нее, то ли вспомнив старую любовь (они когда-то знали друг друга), он бегит с ней из городу Парижу, предварительно ухлопав ейного хахаля (хотя, более вероятно, что его уходила сама Марианна)… Во-от… бегут, они, значит, бегут, как некие Бонни-и-Клайды; бегают-бегают, угоняя машины и время от времени убивая каких-то не разъясненных персонажей, ну и, как положено, погибают в конце. Фердинанд убьет Марианну, после чего самоубьется…

В общем, грустно)) Но отчаиваться не нужно!
Картина, как я уже говорил, богато нашпигована – тут вам и философия, и социальный протест, и психология, и фарс, и трагедия – и все это подано в лучших традициях «новой волны», т.е. нагловато, талантливо, непричесанно и безапелляционно.
Начало фильма носит отчетливый левацкий оттенок – речь явно пойдет о человеке, который загибается, блин, в «пошлом и бездуховном буржуазном мире».
Герой Бельмондо, обронив едкое замечание о том, что «за эпохой античности и Возрождения наступила эпоха задниц», бродит среди этих самых аристократических задниц, говорящих репликами из рекламных роликов, и источает внутреннее напряжение. Напряжение это в итоге прорывается наружу: он заедет тортом в рыло своей жене, потащившей его на этот великосветский раут за-ради того, чтобы он втерся в доверие к какому-то страшно полезному нефтяному магнату, и срыгнет домой.
А дома его будет ждать главная героиня, разовая такая няня, которую оставили посидеть с детьми – Марианна Ренуар. Имя явно не случайное (учитывая любовь Годара к цитатам) – в фильме постоянно мелькают репродукции французского импрессиониста, а кроме того, у импрессиониста был сын – Жан Ренуар, который когда-то (1939 г.) снял кино, взяв за основу пьесу под названием «Капризы Марианны».
И вот, приняв таблетку по имени Марианна, Фердинанд… то ли выпадает из Матрицы, то ли, наоборот, в Матрице просыпается: мы видим квартиру, набитую оружием, с голыми стенами (наготу стен только подчеркивают висящие там и сям репродукции и плакаты, а также многозначительная надпись ОАЗис, в которой первые три буквы нарисованы красным цветом), с трупом на кровати.
Среди этого бардака Марианна и Фердинанд, уже определенный Марианной в Пьеро, наслаждаются идиллией, завтракают, целуются – короче, все у них хорошо, просто влюбленные молодые люди – нормальная французская семья. После завтрака они укокошат (а может, не укокошат – не суть) еще одного балбеса и пустятся в бега, под тревожную, ничего хорошего не предвещающую музыку.
«Запах смерти» герой Бельмондо учует уже на 37-й минуте фильма, но он от него отмахнется, придаст своему, такому верному, ощущению общефилософский смысл, и уже через минуту заговорит «о чувстве свободы». Той самой, очевидно, которую все так по-разному понимают…
Все очень не просто: они с Марианной дополняют друг друга, но Пьеро хочет остановить мгновение, которое само по себе прекрасно, а вместо этого мчится за Марианной, которой останавливать мгновение скучно…
Т.е. внешняя сторона повествования дает картину глупейших, казалось бы, поступков главного героя: благополучный по всем меркам человек бросает все, сбитый с панталыку какой-то ветреной авантюристкой, чтобы стать… бомжом и убийцей.
Значит, не все было благополучно, значит, бунт, но это едва ли только бунт против буржуазного общества и прочая социалистическая блаблабла…
Это бунт человека против социума, как такового, независимо от формации, бунт против своей человеческой природы, бунт против одиночества, против лишенного любви пространства, бунт абсурдный, по-дамски истеричный, по-детски глупый и по-мужски отчаянный…
И отчего-то вспоминается мне умненький герой Козакова из фильма «Безымянная звезда»: - «Все мы порой скучаем, всем нам не нравится наша жизнь, все мы хотим ее изменить – хоть на пять минут… Но эти пять минут пройдут!»…
Хорошо, когда знаешь, что «эти пять минут пройдут», плохо, когда они не проходят! Тупиковая ситуация! Марианна предлагает Пьеро сценарий – историю человека, который, узнав, что нынче к нему должна прийти смерть, решает бежать из Парижа. Из Парижа он убежал! Но умер ровно в намеченный час… Бегство было бесполезным.
Абсолютно всё – абсолютно бесполезно.
Отсюда и потеря интереса к жизни, и первая суицидальная выходка с поездом – а она произойдет после того, как Марианна исчезнет. И повторится, когда Марианна исчезнет снова – на этот раз окончательно – Пьеро застрелит ее, когда она попытается от него сбежать. Наверное, с ее стороны это действительно было предательством (антифеминизм Годара известен), в том смысле, что она хотела украсть у него последний смысл его жизни, но винить ее в этом не приходится – вода не виновата, что она вода, как говорят пожилые умудренные индейцы (не помню, честно говоря, в каком кино они это говорят). В общем, застрелив Марианну, Пьеро подписал приговор самому себе – как тот герой Эдгара По из рассказа о Вильяме Вильямсе (который тоже цитируется) – жить стало совсем уж как-то незачем…
Конец известен – динамит, намотанный на голову, чирканье спичками, предпринятая в последнюю секунду судорожная попытка остановиться и – «красивая смерть»…

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

  • 1
Вы вольны изложить свою версию) конечно, если она у вас есть)

О! Просветите меня) по поводу контекста) А то прятаться за моднявым словом "экзистенциализм" все горазды - и дураки и умные.

экзистенциализм был у Антониони, у Годара другое
вы путаетесь и путаете других, уж извините

Контекст Годара - в фильме "Шарлота и ее любовник". Но не говорите это никому, пусть это останется тайной :-)))

а еще там солнечный юг Франции
а Анна Карина – красивая
похуизм: ликвидация машины, набитой миллионами
кураж: похищение открытого кадиллака прямо из ремсервиса
комиксовые расклады с исполняловом под америкосов (племянник дяди Сэма против племянницы дядюшки Хо)
лисята и попугаи, маршевый дуэт Ma Ligne de Chance, убойная бабка-аристократка на яхте и крутые кадры с ножницами… и смутно витающее в эфире слово 'отрыв'
так что если кто, подобно публике-65, не въедет в смысл, приколоться там все равно есть чем

Анна Карина не такая уж и красивая. Она хороша в сценах грустных и задумчивых (например, в машине, когда Фердинанд подвозит ее домой), но вот сценку стебалова над амерлоками она реально испортила, ну и музыкальные номера, на мой взгляд, реально подмочили фильм. Это ж не "Шербургские зонтики", в конце концов, какого вот растакого понадобились эти сцены? - единство нарушают, исполнение хромое. Ужель девушка такой великой певуньей себя почитала, что уговорила мужа вставить в картину эту откровенную хрень?

Мне понравился Ваш очерк, пробудил воспоминания об этом замечательном фильме. Пожалуй сегодня-завтра пересмотрю.

Спасибо на добром слове)

http://www.musiclab.ru/a_lab/s_journal/d_theory/081999_anno.htm
"Глава третья,
интеллектуальная,
для тех, кому интересны и кино, и философия, и кто не прочь выпендриться в подходящей компании
Иоанн Креститель «Красного Мая»
Жан-Люк Годар как предтеча и вдохновитель 1968 года"

если прочитать эту часть этой статьи (но можно и всю), потом еще поинтересоваться исследователями "Безумного Пьеро", да и просто почитать на смежные темы - это фильм преобретает достаточно разящий смысл. очень советую почитать, а потом пересмотреть.

Я не знаю, что может быть непонятного в "Безумном Пьеро". Вполне ясный, абсолютно цельный и гениальный фильм. Вы много чего сказали, но все как-то не туда. Все же просто и одновременно до ужаса глубоко -- это экзистенциализм в варианте Сартра, то есть и личностный, и политический. Его так и там воспринимали (и воспринимают), и здесь. И по-моему, это просто очевидно.

> бунт человека против социума
о боже... вас тоже навязчиво учили марксизьмуленинизьму ?
"многозначительная надпись"... а вы много видели людей, которые знают, что такое ОАС, не прибегая к помощи Яндыкса ?

...понимаете, получается какое-то балансирование между "из поэм Некрасова крестьяне узнали, как им плохо живётся", "Наташа танцевала на балу со Штирлицем" и теми, извините конешно за лексикон, последовательностями символов, которые пишут пожелавшие остаться неизвестными лица на обложках видеокассет
оцените :

Жанр: Триллер

О фильме: Фредерик женат на богатой итальянке. Она надоела ему. Он скучает. И вот, появляется Марианна. Она не видела Фредерика четыре года. Оказывается, им хорошо вместе. Так почему бы не попробовать еще раз? Но первое же свидание приносит им, мягко говоря, неприятности...

не шучу ни разу : http://www.sharereactor.ru/cgi-bin/mzinfo.cgi?id=3618

...знаете, в 1982 году, во времена совершенно другие... это был Андрей Сапунов - на каком-то весьма гаражном концерте, в одиночку, под акустическую гитару и не очень трезвый. Прелесть таких записей в том, что потом в треклисте скромно обозначалось "discussions" - и вот спрашивает его какой-то, мягко выражаясь, стюдент : "скажите, а какие молодёжные проблемы вы хотели отразить в своём творчестве ?"
Это в клубе имени Рокуэлла Кента было, что ли...
Ну представьте: тридцать-пятьдесят человек, в неформальной обстановке. Пришёл уже тогда знаменитый, но вполне гаражный музыкант. Сел, спел, сыграл, рассказал, как они с ребятами дошли до жизни такой. И вот такой-вот... вопрос.
К чести Сапунова, он из положения вышел :-)

...вот и я - так и вижу перед собой Годара, сначала прилежно конспектирующего труды Маркса- Энгельса- Троцкого- Мао, потом пододвигающего к себе сценарную заявку и пишущего в неё чтонть вроде : "в связи с приближающимся 50-летием Великой Октябрьской Социалистической Революции, а также в свете положений и выводов, вытекающих из решения 999-го (апрельского) пленума ЦК Китайской Коммунистической Партии - наша творческая группа, борясь за звание образцовой и взяв на себя повышеные соцобязательства, планирует отразить в своём творчестве следующие социальные проблемы : ..."

про фильмы Ивана Пырьева так рассказывать, конечно, можно
но вот сам Годар - я почему-то боюсь, что был бы не особо рад такому подходу :-)

...Безумный Пьеро - _безумный_, прикольный, весёлый, абсурдистский фильм
а не занудные сочинения Николая Чернышевского на пару с Дмитрием Писаревым
честное слово :-)

это только первый слой
а второй состоит в том, что сейчас, сорок лет спустя - все эти "бунты" и "протесты" выглядят несколько иначе
в какие годы Йенг Сари учился в какой-то там Сорбонне (_на врача_, насколько я помню) ?

Отрицать наличие в творчестве Годара социального протеста (не прямого, естественно, так что Йенг Сари идет лесом) - это сильно) Писать, чт "Пьеро" - безумно веселый и смешной фильм - еще сильнее. И оригинальнее. На порядок. Придумав такое и такое начертав на видеокассете, можно не прятать свою фамилию)
Годар едва ли штудировал Маркса, но от своей эпохи оторван не был и чувствовал ее очень тонко. А в 60-е и Маркса, и Мао штудировали очень многие. Эта поебень просто носилась в воздухе...
Я не знаю, кто такой Сапунов, но возьму на себя смелость предположить, что для проведения аналогий с Годаром вы выбрали фигуру не того калибра, а значит, аналогия по меньшей мере неудачна...
Что до ОАС и того, многие знают или не многие знают... Я вообще не понял, что вы хотите сказать. Полагаю, что во время съемок, когда, к слову сказать, и Яндыкса-то не была, об ОАС слышали довольно многие. Но даже если бы и немногие, что с того? - Годар, как и всякий большой художник, стремился к тому, чтобы быть понятым, а не понятным.

...у меня не ни малейших претензий на оригинальность, но я вам даже больше скажу, Бесы - это в первую голову дико смешная книга, местами почти на уровне лучших вещей Ивлина Во :-)
А вот Сапунов - один из создателей группы Воскресение. И можно смело сказать, что я выбрал фигуру _действительно_ "не того" калибра - уверяю вас, что в начале 80-х годов его художественное влияние в наших краях на один-два порядка превышало годаровское - :-)

...носилась в воздухе, совершенно верно, и ещё как носилась. А теперь больше не носится, прошло сорок лет и мы теперь знаем, к чему привели все эти "бунты" и "протесты". У меня нет под рукой деталей, в том числе точных дат, но Йенг Сари ведь наверняка вовсю смотрел годаровское кино... Так вот, мне почему-то кажется, что благосклонно взирать задним числом на тогдашних троцкитов - не самая удачная идея. Как и упирать главным образом на политический манифест, а не на собственно искусство кинематографа (попробуйте про Триумф Воли написать с той же "политиканской" позиции :-) )

"Бесы" местами и впрямь страшно смешная вещь, согласен)

А "Триумф воли" я, к сожалению, не смотрел( Постараюсь. впрочем, это исправить)

ей-богу, он того стОит
особенно не партсобрание, а последние 10-15 минут...

Все цитируют фильм мимо, это точно. Только не понятно, почему

  • 1