sz (zserghei) wrote in drugoe_kino,
sz
zserghei
drugoe_kino

Categories:

Je vous salue, Marie

Жан-Люк Годар «Приветствую тебя, Мария!»

Она садится в машину, но её окликает незнакомец и говорит: «Приветствую тебя, Мария!» Свершилось. Теперь Мария может сесть в машину, нервно закурить, накрасить губы. Уже ничего нельзя изменить, так как она окончательно стала частью мифа. Всё индивидуальное стёрлось, её личность была сведена к архетипу. Мария перестала быть французской студенткой, игравшей когда-то в баскетбол, и стала Девой Марией.

Она отнюдь не хотела для себя такой судьбы. И Иосиф был всего лишь водителем такси, а ангел Гавриил простым незнакомцем, прилетевшим в город на самолёте. Но христианство поглощало автохтонных богов и богинь, приходя на новые земли, неужели оно не поглотит юную девушку? Травы и деревья, солнце и птицы, Бах и Малер нашёптывают Марии во снах, что её тело только часть чего-то большего. Гавриилу же приходится дать Иосифу несколько пощёчин, чтобы он понял, что есть другая любовь кроме той, какую он себе представляет.

Сёрен Кьеркегор описал три стадии развития личности: эстетическую -- с ориентацией на удовольствие, этическую -- с ориентацией на долг, и религиозную -- с ориентацией на страдание. Именно религиозная стадия является высшей, отождествляющей человека с Богом. Если смотреть с позиций христианства, как делал это Кьеркегор, религиозная стадия обязательно связана со страданием. Жан-Люк Годар ставит своих героев перед выбором, по какому пути идти. Проблема такого выбора наступает внезапно, она выдёргивает человека из действительности, отрывает от спокойного хода жизни. Мария и Иосиф делают этот выбор вопреки собственному «Я». В результате они становятся героями мифа, а их личные конкретные страдания заменяются на страдания высшего порядка.

Другой выбор делает Ева, чью историю Годар рассказывает параллельно. Она безусловно знает об экзистенциализме, угадывает Хайдеггера с пары слов, но делает выбор в соответствии со своей сущностью -- проводит ночь с профессором, который вскоре бросает её. Это следование ориентации на удовольствие не делает Еву счастливой. Она, как и Мария, вынуждена страдать, только она не понимает, зачем. Хотя Ева всё-таки съедает своё яблоко и становится героиней мифа, она при этом не может осознать, что в данный момент происходит нечто более значимое, чем её маленькое несчастье.

Императиву долга в фильме следуют профессор и Гавриил. Они явно понимают свои задачи и выполняют их. Профессор должен соблазнить Еву, и он это делает. Гавриил должен убедить Иосифа жениться на Марии, и он готов сделать это любым способом. Но они не выбирают, ведь они не люди.

je_vous_salue_marie_(1985)_jean_luc_godard.avi
язык -- французский
Subscribe
promo drugoe_kino июль 15, 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments