?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
Ирония и жалость
маска
grinin_draco wrote in drugoe_kino

"Проявляй иронию и жалость" -
Э.Хемингуэй, "Фиеста"
 
"Я вам это говорю - вам, разнесчастные сукины дети, потому что все вы - разнесчастные сукины дети!".

У.Фолкнер, "Свет в августе"

Когда про кого-то говорят "он меня неприятно удивил", подразумевают обычно, что такой-то отмочил гадость, которой от него не ждали. Фильмы Киры Муратовой всегда меня удивляли, и всегда оставляли отчетливое неприятное чувство, но при этом удивление и неприязнь не дополняли друг друга, а чуть ли не отрицали. Меня всегда поражало и восхищало ее мастерство в самом широком (включающем мощную креативность) смысле, и всегда удивляло - как, при столь мизантропическом восприятии, она вообще умудряется творить? То есть, было какое-то неистребимое contradictio simptomatum (как сказал бы медик): последовательная мизантропия, как сущностная нелюбовь должна была бы парализовать на корню всякий позыв к творчеству. Между тем, ее фильмы убедительно свидетельствовали обратное - перед нами мощный художник. Был такой английский художник-модернист Фрэнсис Бэкон (его картины Бертолуччи вынес в качестве эпиграфа в титры своего "Танго" - вспомнили?), очень неслабый живописец, который умудрялся изуродовать всякое лицо и тело так убедительно, что насмотревшись его картин, долго потом видел вокруг себя сплошь уродов; будто он вымарывал своей кистью гармонию и красоту из самой жизни. То же самое делала Кира Муратова: у нее что ни человек то урод, если не физически, то морально - и поголовно, без исключений. В предпоследнем фильме "Три истории" у нее даже дитя невинное оказывалось чудовищем, прямo сопоставленным зверски-сладострастно терзающей шмат сырого мяса кошке. Уродлива в своей безупречно стильной эстетской некрофилии медсестра - героиня изумительной красавицы Ренаты Литвиновой в "Увлечениях". Уродливы злодеи - но еще более уродливы их жертвы. И так - до бесконечности. Я не знаю другого столь безжалостного к своим героям автора как она (кроме помянутого Бэкона). Никакого снисхождения; каста уродов...
И вот "Настройщик". Я был сражен наповал - Муратова сделала  легкий, добрый фильм. Ни на йоту ни изменив себе - !? Весь квартет главных персонажей, даже Рената Литвинова - обаятельны, хотя и помечены там и сям истинно муратовскими родинками невменяемости "лайт", но никак их не уродующими, а сообщающими им шарм урожденных чудаков. Две богатенькие подруги-вдовы забальзаковского возраста (архетипические жертвы в муратовском универсуме, патентованные уроды), парочка бессовестных жуликов-артистов - любой разделал бы таких под орех, не то что Кира Муратова - мастер безжалостного немигающего взгляда в упор на изначально греховную грязную плоть человеческую.
Ан нет!
Что - "упор упал", как в известном анекдоте? "Мартышка к старости слаба глазами стала"? Ничего себе слаба - два с половиной часа экранного времени влет, на одном дыхании, не оторваться!
Тяжкий морок-гипноз ее прежних фильмов всегда требовал от меня известного усилия для выхода из него - необходимого, чтобы не заразиться его убойной бессонной правдой, чтобы оставалось место для золотых снов. Но ведь и тут она ни словом не солгала!?
Есть мизантропия - и мизантропия. Настоящий мизантроп питаем в своей ненависти нелюбовью к себе, неладом собственной укушенной души. Когда я наблюдал Киру Муратову отдельно от ее фильмов, я не верил в ее мизантропию: она всегда производила впечатление ладного, умного, красивого человека; в ней даже не было усталости - обязательного атрибута тех, кто "жил и видел" . Тем сильнее действовал ее гипноз - сам маг должен быть безупречно здоров. В "Настройщике" она открылась сполна - и экран замерцал иронией и жалостью к разнесчастным сукиным детям. К людям - черт бы их побрал!

Секрет прост, как все секреты мастерства: надо было взять Аллу Демидову - быть может последнюю "великую старуху" нашего театра; Нину Русланову, умеющую все "бабье" превратить в высокий жанр; до неприличия грациозную, изнывающую от собственной зябкой инфернальности (этакая Роза на астероиде, покинутом Маленьким Принцем) Ренату Литвинову, шустроглазого лицедея трикстера Делиева - и дать им порезвиться вволю в отличной пьесе о мелких страстях и больших слабостях.
Ах да! - надо было еще сделать из этого кино.
Ну, это Муратовой раз плюнуть...


promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

  • 1
Я посмотрел фильм и могу согласиться с вашей рецензией.

действительно, фильм - легкий, смешной, сюжет - интригующий, детективный, и в то же время очень муратовская картина.

давно хотела пересмотреть, вот и сделаю это сегодня вечером. спасибо за напоминание.
Отличная рецензия.

После "3 историй" она сняла еще несколько фильмов: "Чеховские мотивы", "Второстепенные люди"(гениальный фильм, нигде не могу его найти) и что-то еще. Они постепенно становились человечнее. Самый ее человеконенавистнический фильм это, конечно, "Астенический синдром".
"Настройщика" еще не видел, а любимым остается второй - "Долгие проводы". Нежнейший.

У меня есть "второстепенные люди", кажется в мп4. Могу дать скопировать, если нуждаетесь.
А "Долгие проводы" пойду первый раз смотреть во вторник в музей кино, советуете значит?

Верно; я их не видел еще, вот и выпали. "Долгие проводы" видел давно (когда его только с "полки" сняли), надо бы обновить. "Настройщик" меня убедил, что какой бы жесткой и даже жестокой она ни была, все это не было мизантропией собственно. Мы и впрямь редко бываем так уж приглядны, как нам это мнится.

Я "сражена наповал" вашим описанием и отношением к фильмам Муратовой, оно настолько близко к моему. Никак не ожидала прочесть, а не услышать изнутри вопросы о том, как же можно так творить, если видеть вокруг столько уродства. И ощущения от Муратовой по интервью и комментариям тоже никак не обьясняли ее фильмов, она, действительно, кажется замечательным, цельным и хорошим человеком. Если "Настройщик" не погиб на 10Гб нечитающихся ДВД, то посмотрю его немедленно, а то придется опять ждать пока сгрузится, но теперь уже не просто потому то Муратова всегда гениальна, а еще потому что легка и добра. Может все-таки ето выздоровление от недореализации столько длилось, и теперь она просто становиться самой собой...
И Ким Ки Дук тоже вот последние два фильма почти не кровавые снял, может что-то меняется в мире?.. может прошла мода на черное

  • 1