orleanz (orleanz) wrote in drugoe_kino,
orleanz
orleanz
drugoe_kino

Categories:

Ларс фон Триер

Мандерлей

http://imdb.com/title/tt0342735/

Если вы решили снять фильм о неграх в Алабаме, то у вас есть, чисто из формальных соображений, несколько основных стратегий.

Во-первых (уж давайте рассмотрим этот вариант для полноты картины), можно снять политкорректный фильм. Негры будут представлены забитыми, несчастными, но нравственно безупречными существами, с мощным образовательным потенциалом, а белые люди - высокомерными гадами, вина которых будет лежать на их потомках до 7 колена, которым придется очищать замаранную карму в аффирмативных акциях. Логично предположить, что таких фильмов было снято много раньше, я впрочем не в курсе, стараюсь их избегать. Также очевидно, что такая стратегия проигрышна в плане привлечения общественного внимания.... Ларс фон Триер, конечно, не пошел этим путем.

Во-вторых, можно снять ("можно" опять в чисто формальном, абстрактном значении слова) человеконенавистнический, куклуксклановский фильм. Фильм, пропагандирующий внутренную, сущностную ущербность неких рас и народов. Типичным примером такого кино является Der ewige Jude, "Вечный Еврей", снятый нацистами аккурат пару годков перед Голокостом, в плане разьяснении своих официальных позиций и намерений. Если бы Ларс фон Триер пошел этим путем (изобразил бы негров ленивыми развратным сволочами, по которым плачет кнут плантатора), то ему был бы обеспечен общественный резонанс, а так же уголовное преследование и гибель репутации. Датский режиссер уклонился и от этой опции.


В-третьих, можно было бы снять фильм "в стиле Достоевского", где нет однозначных как сволочей, так и классных редисок, а все очень парадоксально, очень экзистенциально запутано. Часть негров добра, другая зла, и причем зритель сразу не может определить злого и доброго негра, в нетривальности этой операции и есть весь цимус фильма. На самом деле, эта стратегия уже вполне канает для добротного "артхаузного режиссера". Она вполне пригодна для завоевания высоких призов на престижных фестивалях. Проблема этого подхода в том, что нам, любителям и знатокам "другого кино", вся эта муть уже порядком поднадоела. Блистательный Триер смело и решительно уклонился и от этой, вполне пристойной для "непопсового режиссера", стратегии.

Далее, мы вступаем в область Непознанного и Причудливого. Мы сворачиваем с протоптанных троп. Напомню, что наша задача -

1. снять фильм про негров, работающих на хлопковых плантациях штата Алабама
2. добиться общественного резонанса
3. не сесть в тюрьму и не погубить репутацию.

Рассмотрим модифицированную версию второй стратегии, назовем ее "Мягкий Куклуксклан".

Мягкий Куклукслан устроен следующим очевидным образом: фильм начинается в политкорректном стиле (см. Стратегию 1 выше), но потом плавно сползает в Стратегию 2. В начале фильма, зритель видит замучанных негров, и будучи приличным, культурным европейским человеком, приписывает бедным страдальцам все мыслимые положительные нравственные качества. По ходу развития сюжета, негры представляются все более и более гадкими и заслуживающими кнута. Финал фильма - истерическая феерия в духе Геббельса, тотальный Куклуксклан, но в данном случае, не упавший с неба, а аргументированно обоснованный в течении двух часов экранного времени.

Что можно сказать про такую стратегию? На первый взгляд, она так же рискована как вышеописанная нацистская агитка. На самом же деле, здесь не все так просто! Потому что на сцену выходят АЛЛЕГОРИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ и ПОИСКИ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ, то есть занятия, которому критики и любители артхауза посвящают львиную долю своих умственных ресурсов. Преображающая сила этих мыслительных методов - поистине удивительна! Например, в нашем случае "мягкого Куклсклана", толкователи аллегорий и искатели интерпретаций могут быстро заметить, что речь то идет, конечно, не про негров, а про ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ РОД в общем, про слабость его, склонность к моральной порче. Или например, актуально-политические толкования: негры суть образ жителей Ирака, которым пытались навязать демократию, а они на самом деле ее не заслуживают, а хотят жить под игом Саддама Хуссейна, и т.д. Таким образом, Ларс фон Триер получает возможность хитроумно уйти от прокуратуры и Антидиффамационной лиги зараз, почти без потерь для репутации, если не считать пару десяткой возмущенных выкриков на форумах imdb.com. Что еще более прикольнее, кинокритики имещющие доступ ко крупным СМИ тоже не станут сдавать коллегу, потому что сама попытка интерпретировать фильм НЕ АЛЛЕГОРИЧЕСКИ, а прямолинейно, куклусклановски, может повредить репутации самого критика, указать на его недостаточную проницательность или даже латентную склонность к теориям расовых различий (поскольку посягнул ТАКОЕ предположить, значит в душе У САМОГО нечто шевельнулось и т.д.)

Итого, стратегия "вкрадчивого расизма и мягкого куклуксклана" дает (дала бы) Триеру возможность достичь всех 3 целей: снять фильм про негров в Алабаме, достичь резонанса (за счет игры с огнем), и не погубить репутацию.

Великолепный Ларс пошел еще на 1 шаг дальше! Он снял ОСНОВНУЮ ЧАСТЬ фильма, то есть 2 часа с хвостиком экранного времени, в описанном выше стиле "мягкого куклусклана", а В САМОМ КОНЦЕ, когда по экрану идут титры и играет песня про Америку, пустил фотокадры куклукскланновских ЭКСЦЕССОВ, то есть маршей в белых колпаках, стволов ружей приставленных к виску негров, нищих негров валяющихся на земле с гноящимися ранами от кнута рабовладельцаа, и т.д. Когда зритель видет такие кадры, он не может (если он не законнченный скинхед и маньяк) ассоциировать себя с палачами. Зритель на стороне несчатных жерт расистов! Но весь прикол в том, что в течении 2+ часов датский режиссер всеми силами своего художественного метода пытался вызвать у зрителей расистские настроения. Только что, буквально 2 минут назад, вам еще показывали, какие негры сволочи, левивые, похотливые, жестокие и т.д. Кто-то, а может и большинство, между прочим и прониклись, и просочувствовали (белым плантаторам)!

Тут дальше возможны 2 основые реакции зрителя

Вариант 1. Зритель наконец понимает что его ОБМАНЫВАЛИ все 2 часа фильма.
Зритель понимает, что фильм Мандерлей - веселая, озорная провокация. Зритель выходит веселый и просветленный, зритель радуется что есть вот такое незамороченное, экспериментальное кино, где можно все, где нет запрета на удар ниже пояса, где ты никогда не знаешь что случится дальше не только по сюжету, но и концептуально, на уровне идей.

Вариант 2. Зритель по прежнему не понимает, что весь фильм есть наглая, веселая провокация
Таких зрителей большинство из тех, кто пишет рецензии на imdb.com. В ход идут методы ТОЛКОВАНИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИЙ, сглаживающие неприятный, дурно пахнущий расистский тон (основной части) фильма. Зритель толкует негров как образ жителей Ирака и т.д.


Флаг ему (зрителю номер 2) в руки.
Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 46 comments