?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Flag Next Entry
(no subject)
cyberwombat wrote in drugoe_kino
"Hwal" ("Натянутая Тетива"), 2005
Режиссер: Ким Ки-Дук
Автор сценария: Ким Ки-Дук

Я не хочу повторяться и в очередной раз рассказывать о творческой эволюции корейского режиссера Ким Ки-Дука; тем более, уже писал о ней достаточно подробно. Не буду растекаться мыслию по древу. Итак, "Натянутая Тетива". Двенадцатый фильм Ким Ки-Дука.

Некоторые отечественные кинокритики фильм окрестили "занудным", "бессмысленным" и даже "пошлым". Подобными же высказываниями отметились некоторые известные европейские представители племени эстетов. Жертвам европейского арт-хауса, болезным, никак не понять, что могут быть режиссеры, которым абсолютно плевать на массового потребителя. Творчество Ким Ки-Дука существует вне любого мэйнстрима, в том числе и арт-хаусного. Южнокорейский режиссер никогда не ловил волну, никогда не снимал конъюнктурного кино, никогда не делал фильмы в угоду целевой аудитории. У Ким Ки-Дука есть свое представление о том, что такое хороший кинематограф, и ничто и никто не может заставить гениального корейского самоучку свернуть с выбранного пути. Эволюционирует мировоззрение художника, но отношение к таинству кинотворчества остается неизменным.

Ким Ки-Дук уникальный режиссер. Он делает фильмы так, как ему хочется. Нет такой силы, которая могла бы подействовать на Ким Ки-Дука, вынудить его снимать "на заказ". Южнокорейский режиссер отказывается подыгрывать жадному до восточной экзотики зрителю, игнорирует запросы охочих до глянцевого гламура потребителей. Ким Ки-Дук снимает кино для европейцев, но не для тех европейцев, которые сформировали вкус на романах Харуки Мураками и не для тех, которые привыкли к эстетическому серпантину фон Триера сотоварищи. Фильмы Ки-Дука невозможно закусывать гамбургерами и биг-маками, однако их нельзя обсуждать и в гламурных салонах, посетители которых падают в обморок, услышав нецензурное слово.

Ким Ки-Дук -- настоящий революционер. Он уничтожает все мыслимые табу, сносит все преграды, игнорирует запреты. Но делает это не ради забавы и не для пресловутого пиара, не для того, чтобы восхищенные организаторы престижных кинофестивалей заваливали его наградами и дипломами. Ки-Дук обладает феноменальным талантом рассказчика: он придумывает потрясающие истории, каждый штрих которых является незаменимым составным элементом. И если герой фильма глотает рыболовные крючки, то делает он это не потому, что режиссеру вдруг возжелалось поразить жюри независимого кинофестиваля или привлечь "альтернативного" зрителя в кинозал, но потому, что этого требует предметно-событийный и логико-философский аспект содержания. При всем этом, фильмы Ки-Дука удивительно образны, запредельно эмоциональны. Ким Ки-Дук одновременно и прозаик, и поэт, только реализует свои таланты он не на листе бумаги, а на кинопленке.

После "Пустого Дома" я назвал Ки-Дука корейским Стеллингом. Посмотрев "Натянутую Тетиву", в очередной раз убедился, что бы абсолютно прав. "Hwal" не просто родной брат "Стрелочника", но сиамский близнец. И дело даже не только и не столько в немногословности героев (классический восточный кинематограф вообще достаточно молчалив), сколько в общности духа, однополярном настрое. Впрочем, не советую отождествлять все творчество этих талантливейших режиссеров, Ки-Дук похож на Стеллинга исключительно периода "Стрелочника".

Однако я опять увлекся. Вернемся к "Натянутой Тетиве". Фабула картины, как, впрочем, всегда у Ки-Дука, достаточно проста. Старик и юная девушка живут на рыболовном судне, стоящем на якоре где-то посреди открытого моря. Девушку эту старик нашел и приютил, когда той было всего шесть лет; за десять прошедших с этого момента лет ей так ни разу и не довелось побывать на суше. Старик влюблен в свою воспитанницу, и с нетерпением дожидается дня, когда он наконец сможет взять ее в жены. На рыболовное судно регулярно прибывают горожане, желающие поудить рыбу, некоторых из них прельщает тело девушки, однако старик всегда держит наготове лук, и тем мерзавцам, которые рискуют покуситься на честь воспитанницы, приходится несладко. Однажды на судно прибывает красивый молодой человек, резко выделяющийся среди толпы остальных рыбаков. С этого-то момента и начинается типичная для Ки-Дука любовная эквилибристика, загадочный и восхитительный карнавал отношений.

Фильмы Ким Ки-Дука всегда переполнены символами. Некоторые критики исхитряются обвинять южнокорейского режиссера в том, что он злоупотребляет психологическими автаркиями, существующими на изолированных участках суши. Вода -- символ, красным пунктиром пересекающий все творчество Ким Ки-Дука; она -- единственный в современном мире инструмент, с помощью которого можно создать обособленную вселенную, закрытую для внешних контактов. Практически все картины режиссера строятся на проблеме инвазивного внедрения в автаркию, последующего ее, автаркии, разрушения и неизбежного перерождения. И, повторюсь, только вода позволяет географически обособить микроскопические миры героев фильм Ки-Дука.

Ким Ки-Дук никогда не занимается самоплагиатом, не говоря уж о самопародировании. В его фильмах множество реминисценций, аллюзий на предыдущие картины. Однако это не постмодернистское цитирование, но зеркальное отражение эволюции режиссерской мысли. Героиня "Натянутой Тетивы" берет в рот рыболовные крючки, чтобы сыграть на натянутой леске мелодию. Персонажи поздних фильмов Ким Ки-Дука все так же молчаливы, но они больше не используют язык боли для взаимодействия друг с другом и внешним миром. У героев "Натянутой Тетивы" совсем иное средство общения... Какое? Это одна из загадок Ки-Дука, разгадать ее способен только внимательный зритель, способный проникнуть в подкорку фильма, не ограничиваться наблюдением нарративного ряда.

Концовка "Натянутой Тетивы" запредельно символична. Визуально она резко контрастирует с предыдущими эпизодами, однако великолепно укладывается в общую канву картины. Финал фильма в очередной раз подтверждает тот факт, что Ки-Дук -- поэт-бунтарь, далекий от вопросов коммерции. "Натянутая Тетива" заканчивается именно так, как должна заканчиваться. Если бы Ким Ки-Дука волновали престижные европейские премии, он устроил бы в финале глубокомысленную оргию с обязательной гибелью всех действующих лиц, если бы Ки-Дук желал усладить эстетов, он бы оставил последним кадром отплывающую от судна лодку с новобрачными. Но Ким Ки-Дук идет своей дорогой, ни разу не пересекающейся с шоссе голливудского кинематографа и выстланной коврами тропинкой европейского арт-хауса.

Ким Ки-Дук -- настоящий Творец.
Ким Ки-Дук -- один из величайших режиссеров нашего времени.

...Если вы не способны услышать музыку, звучащую из неподсоединенных к плееру наушников, не смотрите "Натянутую Тетиву".
Ни к чему оно вам.

[комментировать]

promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

Comments Disabled:

Comments have been disabled for this post.