?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
как обманули японию
gray
zserghei wrote in drugoe_kino
В фильме "Жить" Акиры Куросавы несколько женщин приходят в один из департаментов городского управления и просят осушить канаву и построить детскую площадку. Никто не хочет их слушать, их перенаправляют из департамента в департамент. В конце концов они в отчаянии жалуются, что всю эту систему нельзя назвать демократией. И действительно, после войны в Японии быстрыми темпами начали внедрять все западное. Куросава говорит, что получилось: кварталы наркоманов, раздутый государственный аппарат, взяточничество, корпорации и люди, готовые пойти на всё ради прибыли.

Примерно в то же время Юлиус Эвола писал, что "одержимость экономикой" -- это отклонение, приводящее к отрицанию всех "ценностей и интересов, превышающих общественно-экономический уровень". Вряд ли Куросава читал Эволу, но он показал всю ужасающую бессмысленность принципов верности и чести, на которых строилось старое японское общество, в обществе новом. В фильме "Плохие спят спокойно" служащим одной компании доказывают, что их начальники не являются носителями высшего принципа власти, в них нет ничего божественного, а значит подчиняться им бессмысленно. Для человека, мыслящего традиционными категориями, такое знание смертельно. Один служащий даже сходит с ума.

Разрушить эту новую систему кажется не сможет никто. Кочи Ниши из фильма "Плохие спят спокойно" убивают, мистера Гондо из "Рая и ада" давят кредиторы и конкуренты, мистера Ватанабе из фильма "Жить" тоже фактически сводят в могилу и присваивают дело его жизни.

Юзо из фильма "Одно прекрасное воскресенье" тоже пытается сопротивляться. Он ввязывается в драку со спекулянтами, но получается, что обществу выгодны спекулянты, а Юзо -- один против всех. Бездомный мальчик говорит Юзо, когда тот предлагает чем-то помочь ему, что они одинаково нищие, просто у Юзо есть дом.

Герои послевоенных фильмов Куросавы с умилением вспоминают Вторую Мировую Войну, которая, как это ни иррационально может показаться, была для них последним проблеском смысла.

Новый мир делает из людей нищих духом, но не в христианском понимании этого выражения. Они забывают, что живут, переходя от одной бессмысленной работы к другой. Мистеру Ватанабе пришлось дорого заплатить, чтобы понять, что из него сделали живую мумию, заменили жизнь на функционирование. Но его молчаливый бунт никто не захотел поддержать.

В конце фильма "Одно прекрасное воскресенье" герои сидят на автобусной остановке рядом с урной для мусора. На этой урне написано единственное за весь фильм не иероглифическое слово TRASH. Что это -- приговор новому миру или клеймо на сопротивляющихся?


one_wonederful_sunday_(1947)_kurosawa.avi язык -- японский
to_live_ikiru_01_(1952)_kurosawa_rus.avi язык -- русский
to_live_ikiru_02_(1952)_kurosawa_rus.avi язык -- русский
the_bad_sleep_well_(1960)_kurosawa.avi язык -- русский
high_and_low_01_(1963)_kurosawa.avi язык -- японский
high_and_low_02_(1963)_kurosawa.avi язык -- японский


promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

  • 1
очень интересно и наблюдательно

редкий классный пост

Ну, положим, корпорации и государственный аппарат прекрасно процветали в Японии и до второй мировой войны.
И уж если рассматривать ранние фильмы Куросавы под таким углом - хочется добавить: не за это мы его любим.

До Второй Мировой Войны было множество недовольных этим, причём организованных и готовых бороться за свои идеи. В итоге к власти пришли самые радикальные элементы. После войны становление новой системы общества по западной модели становится тотальным. И об этом тоже снимал Куросава. И за это тоже мы его любим.

Эти радикальные элементы не направили свою энергию на улучшение государства или борьбу с корпорациями, а вврегли Японию в чудовищную катастрофу. Что же касается бывших солдат, с тоской вспоминающих о прошедшей войне - это вполне понятно, и "иррационально" лишь на первый взгляд. Об этом достаточно и написано, и снято.

Интерес же здесь представляет не "тотальный" характер западной модели, приходящей на смену ничуть не менее "тотальной" исконно-японской (если таковая вообще существовала), а именно сам процесс перемен.

  • 1