?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
Dellamorte Dellamore
cyberwombat wrote in drugoe_kino
"Dellamorte Dellamore" (О Смерти, о Любви), 1994
Режиссер: Микеле Соави
Авторы сценария: Джанни Ромоли и Тициано Скалави

Средствами русского языка перевести итальянское название "Dellamorte Dellamore" практически невозможно, обаяние изящного каламбура будет утеряно в любом случае. В американском прокате пошли по пути наименьшего сопротивления: дали фильму новый заголовок, куда как более коммерческий и пошлый -- "Cemetery Man" ("Кладбищенский сторож").

Бюджет у фильма по голливудским меркам был микроскопический, всего 4 млн. долларов. Однако для Италии сумма представлялась вполне нормальной: Ламберто Бава и Дарио Ардженто нередко обходились и меньшим количеством хрустящей зелени.

В американском прокате фильм, как и следовало ожидать, с треском провалился. Откормленные на убой голливудскими магнатами зрители оказались неспособны воспринять восхитительную ироничную картину Микеле Соави. Люди, пересадившие себе вместо мозгов гамбургеры и бигмаки, в панике выбегали из кинотеатров, едва начинали ощущать, что гастрономические прелести в их кастрюлях-головенках начинают развариваться. Критики со страниц проданных с потрохами Голливуду журналов изливали ведра желчи и клеймили Соави позором. Однако в Европе картину ждал совсем другой прием: фильм получил массу независимых премий, с триумфом прошел на фестивалях, покорил сердца тысяч зрителей.

...Микель Соави прошел серьезнейшую школу. Начинал кинокарьеру в качестве ассистента Джо Д'Амато, прославленного итальянского трэшера, продолжил работу у Дарио Ардженто, легендарного короля страха; затем помогал одному из самых талантливых представителей "молодой поросли" итальянского хоррора -- Ламберто Бава. Наконец, выступил в роли второго режиссера (second unit director, режиссер, отвечающий за съемки эпизодов, на которые у "основного" режиссера нет времени) у Терри Гиллиама во время работы над прекрасным "The Adventures of Baron Munchausen" ("Приключения барона Мюнхгаузена"). Параллельно с этим Соави снимал собственные фильмы, оттачивая и совершенствуя уникальный стиль.

Наконец, в 1994-ом году на киноэкраны вышел самый лучший, неординарный, тонкий, изящный, бесконечно ироничный, безумно красивый и крайне брутальный фильм Соави -- "Dellamorte Dellamore". Многие ценители еврохоррора по сей день считают, что картина -- лучший итальянский фильм ужасов прошлого века, с ними трудно не согласиться. Соави, наследуя уникальной кинометоде Дарио Ардженто, привносит в картину игривое безумие фильмов Терри Гиллиама и бесшабашный драйв Ламберто Бава. Соави, работая с признанными мастерами кинематографа, перенял все самое лучшее, что положительно отличало их картины от основного кинопотока. Речи о плагиате, разумеется, и быть не может, Соави слишком талантливый мастер, чтобы воровать чьи-то находки. Стиль Микеле -- удивительный симбиоз, и собственные приемы Соави являются в нем полноправными симбионтами.

Фантазируя, "Dellamorte Dellamore" можно представить как "Braindead" ("Живая мертвечина") Джексона, снятый Терри Гиллиамом. Пытаться жанрово дефинировать фильм Соави -- пустая трата времени, режиссер сознательно избегает любых клише, допуская их присутствие в фильме исключительно в деконструированном до неузнаваемости виде. Удивительно, но "Dellamorte Dellamore" никак нельзя назвать ребенком эпохи постмодерна: фильм абсолютно самостоятелен, аллюзии и цитаты лишены роли несущей стены, они представлены в минимальном объеме. Мир Соави -- это не результат деконструкции созданных ранее киновселенных, но абсолютно самостоятельное образование (что, кстати, полностью подтверждает последний кадр фильма).

Впрочем, в первые минут десять может показаться, что мы имеем дело с очередным ироничным переложением классических зомби-хорроров Джорджа Ромеро. Судите сами: нам представляют кладбищенского сторожа Франческо Делламорте (Руперт Эверетт), который вместе со своим помощником каждую ночь зачищает кладбище от зомби, по непонятной причине восстающими из могил. Однажды Франческо встречает на кладбище безутешную вдову, скорбящую по покойному мужу, встречает и немедленно в нее влюбляется. А дальше... Дальше начинается безумный карнавал, праздник абсурда, фестиваль иронии. Пересказывать сюжет бессмысленно, Соави целенаправленно превращает действие в настоящий сюрреалистический пир. Предугадать, что произойдет в следующую минуту, совершенно невозможно. Режиссер игнорирует все отработанные схемы, вытворяет с повествованием сумасшедшие трюки: жонглирует им, погружает в вакуум, разбивает на кусочки, склеивает заново. Неповторимый тонкий юмор, гениальные скетчи, достойные самих "Монти Пайтон" (привет, Гиллиам), шокирующе кровавые сцены (здравствуйте, маэстро Ардженто), безудержный драйв и плотная стена действия (добрый день, Ламберто Бава), помноженные на феноменальное "чутье" кадра самого Соави, -- это взрывоопасная смесь. Вы будете рыдать от хохота, содрогаться от омерзения, аплодировать стоя, наблюдая за злоключениями героев фильма.

Потрясающая концовка картины лишь усиливает впечатление; досмотрев, хочется немедленно пересмотреть его еще раз. Потом еще, и еще, и еще...

Актерская игра выше всяких похвал, операторская работа феноменально хороша, прекрасны визуальные эффекты. Сценарий запредельно гениален. "Dellamorte Dellamore" действительно прекрасный и неординарный фильм, экстремально недооцененный туполобыми американскими критиками, незаслуженно забытый.

...Кстати, Соави после "Dellamorte Dellamore" так и не снял ни одного кинофильма. У его сына врачи обнаружили неизлечимую болезнь, и Микеле оставил большой кинематограф. Несмотря на все уговоры коллег по цеху и просьбы самого Дарио Ардженто, Соави больше не снимал кинофильмов. Вернувшись в строй, Соави начал делать проходные картины для телевидения. Увы, кинематограф Италии понес тяжелейшую утрату.

Впрочем, по имеющейся полуинсайдерской информации, Соави этой осенью закончил работу над фильмом "Прощай, Любовь" (Arrivederci amore, ciao). Это будет нуарная (!) криминальная драма. Если фильм окажется так же хорош, как и "Dellamorte Dellamore", то киномир ждет сенсация.

Кстати, известный режиссер Мартин Скорсезе назвал "Dellamorte Dellamore" самым выдающимся итальянским фильмом 90-х годов.

И цитата напоследок.

Франческо Делламоре (склонившись над умирающим другом): "Ворюга! Ты действительно грохнул свою жену и дочурку -- хорошо, я не протестую. Но ведь это я прикончил тех трех девчонок. Я! Зачем ты воруешь мои убийства?! Какой же, еб твою мать, ты после этого друг?!"

[комментировать]

promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

Comments Disabled:

Comments have been disabled for this post.